ele_n_a (ele_n_a) wrote,
ele_n_a
ele_n_a

о самураях и их характерах. (по материалам старой выставки).




уж и не помню в каком седом году - довелось побывать в москве на выставке, посвященной японским самураям.
с собой взяла свежекупленную тогда еще видеокамеру - потренироваться и увиденное на память сохранить.
это был первый и единственный, до недавнего времени фильм, мною снятый, который вышел несколько длинным, но интересным.
текста внутри нет - прогресс мой, как документалиста, не достиг к настоящему времени нужных для речевого озвучивания высот - так я этот изъян отчасти письменным рассказом компенсировать постараюсь.

итак - фильм на полчаса - но  посмотреть рекомендую.
состоит он из следующих  частей (залов было несколько - как шла и рассматривала - так и снимала...)

1. доспехи. надобно отметить помимо непривычного, с виду забавного, но очень продуманного и функционального, в непрерывно боевых условиях жизни, вида доспехов - вызывающий улыбку элемент дополнительного  запугивания противника - на прикрывающей лицо стальной маске - пышные, топорщащиеся, блондинистые усы из мочалки. почему это вызывает улыбку? потому что человека, к которому таким образом облаченный противник подошел достаточно близко, чтобы продемонстрировать усы - именно усы испугают, на мой взгляд - в последнюю очередь. ему не до них будет... а если он в целом еще не в обмороке - то усами его все равно уж точно не сразить. в общем - излишний элемент я в доспехах выявила...

... воины прошлого отращивали усы. Ведь когда самурая убивали в битве, его уши и нос отрезали и несли во вражеский лагерь.Чтобы не возникало подозрений, что убитый был женщиной, усы отрезали вместе с носом. Если же на голове не было усов, иногда её выбрасывали, по ошибке приняв за женскую. Поэтому самураи отращивали усы, чтобы на поле боя враги не выбрасывали их головы...

(что нисколько не объясняет мне необходимости присутствия усов на железной маске...к тому же  -  не вполне понятна дискриминация  если женщина участвовала в битве - стало быть вполне была на это способна  - откуда столько презрения???)

так же обратила внимание на узлы. коими шлемы к головам привязывали. думаю - каждый не случаен, по своей форме и сложности - и к определенному типу доспеха прилагался, как его неотъемлимый элемент...

2. гербы. белые длинные полотнища в кадре, с черными лаконичными изображениями цветочков, кружочков, точечек и пр. - не что иное - как именно гербы самурайских родов.

3. мечи. собственно - то, ради чего я выставку и посетила. мечи - великолепны! им сотни лет. они - настоящие, боевые, с прослеживающимися родословными хозяев, привезенные из музеев и частных коллекций - да что там говорить - как новые! 400 лет - а сталь остра, блестит, и так же готова к бою, как и много веков назад. здесь даже слова излишни. мастера, технологии, и трепетное отношение. результат - как итог.

4. сами самураи. на портретах, написанных современниками. портреты - не европейские, но впечатление доносят очень ясно. самураи - не абстрактные, собирательные образы - а вполне конкретные, известные и даже - знаменитые люди, запечатленные художниками в значимых эпизодах своей жизни. сходство портретов с оригиналами - несомненное.

 представлены и сопутствующие элементы мечей ( сам меч - это остро заточенная полоса стали).здесь же - видим ножны, гарды, рукояти. это изготавливалось отдельно, видимо, другими мастерами...

5. 18 минута - кто пропустил - вернитесь и посмотрите внимательно! меч мастера Мурамаса.
короткий, с бамбуковыми ножнами - он занимал на выставке самое почетное место, ибо - поистине уникален.
клеймо мастера на нем покрыто золотом - в знак почтения.
дам несколько развернутое пояснение...

два великих мастера изготавливающих мечи было в богатой японской истории. Муромаса и Масамунэ.
но как различны были характеры этих людей - так различны и свойства мечей, которые они изготавливали. были они, что называется, хорошим парнем и плохим парнем.
Масамунэ, человек сам кругом положительный, и  мечи создавал такие, что оберегали они своего хозяина от всяких ненужных затей и рискованных излишеств. мастер, кстати, свои мечи не подписывал (а в фильмы видны клейма мастеров на каждом мече) - не из лишней скромности. а просто потому, что качество было подделкам не поддающееся. работа мастера сама называла его имя...

вторым великим мастером был Мурамаса - человек характера ужасного. вспыльчивый и несдержанный он передал своим мечам как бы частицу собственной неспокойной души. по преданию - его мечи побуждали хозяев к кровавым схваткам. но всегда приносили победу. однако вынутый из ножен такой меч жаждал крови и не останавливался, ее не изведав, даже если это была кровь его собственного владельца.он помогал хозяину уничтожить врагов, потом друзей, потом добирался и до него самого... однако популярность мечей Муромаса меньше от этого не становилась.

как мастера, так и мечи - как бы противопоставляются друг другу, и наиболее ярко это противопоставление отразилось в красивой легенде, точно передающей свойства изделий двух мастеров - и их собственные характеры.

легенда следующая...
клинок Мурамасы вместе с клинком Масамунэ опустили в реку, поросшую лотосом. листья лотоса. плывя по течению,огибали меч Масамунэ - но меч Мурамасы рассекал их на куски...таковы были характеры этих мечей. один предотвращал столкновение, другой - всегда убивал.

так вот - все мечи Муромаса были уничтожены. за ними шла настоящая охота, по приказу сёгуна Токугавы. за владение таким мечем грозила немедленная смерть. и их осталось всего 4 (четыре). один из четырех - представлен был на выставке - еще раз прокрутите 18-ю минуту. меч короткий - его было легче спрятать, отчасти поэтому он и был спасен.
беспримерная в истории охота за оружием конкретного мастера имела мистическую, и страшную причину. по преданию - мастер заговорил свои мечи против Токугавы и его рода, которых ненавидел. так это или не так - но исторически подтверждены факты - отец и дед сёгуна были убиты именно мечами Муромаса. его сын - именно этим мечом совершил самоубийство. а сам сёгун пять раз порезался о принадлежащий ему самому меч мастера.

6. полезные книги прошлых эпох и портреты самураев, маски для доспехов - крупным планом и отдельно.

7. 22 минута - опять внимание. книга, рассказывающая (с картинками), как правильно отрезать голову человеку и красиво ее запаковать (эстетическое воспитание было на высоте). что с ней делали дальше - прочитать не удалось - пособие было спрятано за стекло, но, честно говоря - картинки не вызвали прилива радости...

...В молодости, совершенствуя своё умение рубить головы, господин Кацусигэ тренировался на людях, приговорённых к смерти. Недалеко от того места, где сейчас находятся Западные Ворота, было выстроено десять человек, и Кацусигэ обезглавливал их одного за другим, пока не дошёл до последнего. Увидев, что десятый человек молодой и здоровый, Кацусигэ сказал:
- Я устал рубить головы. Этому человеку я дарую жизнь.
Так жизнь десятого человека была спасена...


8. опять портреты, элементы доспехов...  понравилось длинное и без излишеств полотнище, как бы показывающее путь самурая. узкая , уходящая вдаль полоса демонстрирует одновременно и большой выбор и его отсутствие...

9. детали украшения мечей, гарды - настоящие высококлассные произведения искусства!

10. опять портреты самураев. глядя на которые становится жутко. культура - полностью заточенная на войну и не знающая ценности человеческой жизни. здесь, на 28 минуте - обращаю ваше внимание на портрет известного самурая, возвращающегося с поля битвы. пособие по красивой упаковке отрезанных голов было не лишним - воин буквально увешан их гирляндами . причем лицо - даже доброе. этакий дядюшка - булочник. так и ждешь, что поманит и ласково вручит теплый пирожок...

...в прошлом часто были случаи, когда отрубленная голова отлетала далеко. Поэтому считалось, что лучше оставить немного кожи, чтобы голова повисла на ней и не покатилась в сторону официальных лиц. Однако в настоящее время считается, что лучше отрубать голову полностью.
Человек, отрубивший пятьдесят голов, как-то сказал: "Когда рубишь головы, часто бывает, что туловище начинает противодействовать. Так, когда отрублены три головы, сопротивления ещё нет, и ты рубишь хорошо. Но когда дело доходит до четвёртой или пятой, ты начинаешь чувствовать небольшое противодействие. Поскольку это очень важно, всегда лучше рубить так, чтобы голова упала на землю. В этом случае человек заведомо не совершит ошибку...


11. опять доспехи и картины. на 29 минуте - схватка самураев, довольно натуралистически выписанная, на 31 - й - уже другой самурай, решительно вспарывает собственный живот.

общее впечатление - иметь дело с людьми абсолютно иной культуры, чуждой нашему, воспитанному на христианских ценностях мировосприятию, хотя при этом и обладающими четкими и незыблемыми представлениями о чести и не знающими страха смерти - несколько неудобно.... в бытовом плане... никогда точно нельзя сказать - на каком этапе взаимодействия эти люди или собственные внутренности вскроют, или твою голову эстетично упакуют, как коробку конфет в супермаркете... как-то эта неопределенность картину мира слегка затуманивает... прямолинейным простакам  вроде меня...

...Путь Самурая - это прежде всего понимание, что ты не знаешь, что может случиться с тобой в следующий миг. Поэтому нужно днём и ночью обдумывать каждую непредвиденную возможность. Победа и поражения часто зависят от мимолётных обстоятельств. Но в любом случае избежать позора нетрудно - для этого достаточно умереть. Добиваться цели нужно даже в том случае, если ты знаешь, что обречён на поражение. Для этого не нужна ни мудрость, ни техника. Подлинный самурай не думает о победе и поражении. Он бесстрашно бросается навстречу неизбежной смерти. Если ты поступишь так же, ты проснёшься от сна...
Хагакурэ, Книга Первая.
Tags: видео, история, рыцари, этнография
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments