ele_n_a (ele_n_a) wrote,
ele_n_a
ele_n_a

Маркиза де Пискара. Часть первая.

92821438_cf2cf21c2682


Начав с Медичи и углубившись в переплетения биографий, почти каждая из которых дает богатейший материал для создания не одного  романа, неожиданно нашла краткое, как и подобает энциклопедии, жизнеописание Виттории Колонна, поразившее даже в таком виде, даже и на фоне богатых событиями судеб ее современников.

Нет сейчас такого типа людей - да и тогда они были уникальны. Кажется - не было ни единого изъяна у этой замечательной женщины - ни в красоте, ни в происхождении, ни в таланте, ни в способности к самостоятельному оригинальному мышлению, ни в направленности этого мышления, ни в деталях личной жизни, что немаловажно, и во многом так же способствовало ее славе и почитанию.

Вот, что говорит об этом Википедия, своим  лаконичным языком:
Виттория Колонна, маркиза де Пескара  (  1490 или 92 Кастелло Марино, Альбанские холмы вблизи Рима — 15 февраля 1547 г., Рим) — знаменитая итальянская поэтесса периода Возрождения, влиятельный интеллектуал своего времени, друг Микеланджело, занимавшая в его сердце главное место на протяжении десятилетия (с 1537, когда они сблизились, и до дня её смерти). Отличалась безупречным целомудрием и благочестием, считается наиболее успешной и известной поэтессой своей эпохи. Большинство её стихотворений посвящено духовной тематике, любви к Богу.

Ее отец, Фабрицио 1 Колонна, был одним из самых прославленных военачальников своего времени.
Мать - дочь другого знаменитого военачальника - Федерико де Монтефельтро, чей облик с орлиным профилем известен каждому, хоть немного знакомому с портретной живописью Раннего Возрождения.
Семья принадлежала к самым верхам общества разделенной на множество феодальных владений Италии того периода.

Ее брак был предрешен волей ее отца - как множество несчастных браков, вызванных сухим политическим расчетом, и характерных для знатных семейств.
В возрасте 4 лет она была помолвлена с сыном друга своего отца, и воспитывалась родственницей будущего мужа, одной из самых знаменитых женщин того неспокойного времени - матриархом рода Констанцей дАвалос, у которой не было собственных детей.
Констанца прославилась как ни странно - военной победой, которую одержала возглавив оборону острова Искью, принадлежащего ее семье, во время войны с французами. Четыре месяца  флот противника напрасно пытался взять остров, и, в итоге - отступил, после чего военная доблесть сеньоры стала одной из самых популярных тем поэтов Италии.
Существует версия, что именно Констанца была моделью для Моны Лизы Леонардо да Винчи...
В мирное время ее двор  собирал знаменитых поэтов, писателей и мыслителей  - именно в этой благоприятной творческой среде формировались взгляды и вкусы юной Виттории.
Кроме того, в замке Авалосов находилась богатейшая библиотека, которая послужила фундаментом прекрасного образования молодой сеньоры.

Ниже приводится фреска из монастыря Сан - Антонио на Искье, которая изображает обеих женщин - Констанцу дАвалос и Витторию Колонна.

24095_original

В 17 лет состоялось бракосочетание Виттории с человеком, которого когда-то выбрал ее отец - Фернандо дАвалосом, и этот брак оказался необыкновенно счастливым, потому что супруги полюбили друг друга и каждый их них пронес это чувство до конца.

Схема, демонстрирующая семейные связи двух родов - Колонна и дАвалосов.

22913_600

Фернандо был прежде всего военным. Всю жизнь он провел в сражениях, много месяцев был в плену, и в общем-то редко виделся с женой.
Их страстная любовь развивалась в письмах. Они писали их и прозой и стихами... Будучи в плену, Фернандо посвятил жене замечательный Диалог о Любви. Она отвечала сонетами. Любовь к мужу пробудила в ней исключительный поэтический дар...

Комната супруга.

Сюда вернулся он, мое светило,
Добычей царской нагружен богато.
Ах, мука вновь зреть место, где когда-то
Для глаз моих день, солнцем озарило.

Тысяча слав его здесь окружила,
Почет от самых знатных; в час возврата
О слышанном свидетельствовал свято
Изысканный рассказ и взоров сила.

Он, побежденный просьбами моими,
Мне показал рубцы, сам повествуя
Про ряд побед, столь многих и бесспорных.

Грущу о них, как веселилась ими.
В различных мыслях радуюсь, тоскуя.
Лью мало сладких слез и много скорбных.



Портрет любимого супруга, кисти Кристофано делл'Альтиссимо.

37054_original

Фернандо дАвалос был одним из самых талантливых генералов того времени. Вся его жизнь - череда великих сражений ( шли затяжные Итальянские войны, вовлекшие почти всю Европу).
Семья его была испанского происхождения, и, находясь на службе в других краях, он никогда этого не забывал, носил только испанскую одежду и говорил по испански даже с Витторией.
В знаменитой битве при Павии, которая считается последней великой битвой Средних веков и первой - Нового времени, поскольку в ней впервые активно использовалось огнестрельное оружие, он командовал имперскими войсками Карла 5 Габсбурга, и не только блестяще разгромил противника, но и взял в плен самого Франциска 1 - короля Франции.

Вскоре после этого, Фернандо впал в немилость у императора, но отказался принять участие в заговоре против него, несмотря на обещанную ему в награду королевскую корону Неаполя. Определенную роль в этом сыграла и пользующаяся влиянием на мужа Виттория, которая сказала ему, что ...предпочла бы умереть супругой храбрейшего из маркизов и вернейшего из генералов, чем жить супругой короля, опозоренного хоть малейшим пятном бесчестья... Фернандо сообщил императору о заговоре и тем самым спас его в очередной раз.

И вот этот человек - без сомнения, выдающийся во всех отношениях, умирает в расцвете сил, в возрасте всего 36 лет, от ран, полученнывх в одном из военных мероприятий.
35 - летняя красавица Виттория внезапно становится вдовой.

Потрясенная и опустошенная потерей любимого супруга она устремляется в монастырь, желая стать инокиней и только личное участие папы Климента 7, останавливает ее от этого шага.
Тем не менее - любовь к ушедшему супругу заставляет ее отвергать все последовавшие предложения руки и сердца от других поклонников.
Отныне она - светская монахиня, и убеждена в том, что сохранив верность мужу, после смерти сможет воссоединиться с ним.
Она уезжает в фамильный замок почившего супруга -  где прошли ее счастливые детство и юность, и там, окруженная такими живыми воспоминаниями, оплакивает его смерть в выдающихся сонетах...

Vivo su questo scoglio,
orrido e solo
.

Приют мой одинокий прост и строг:
Живу, как птица, на утесе голом,
К возлюбленным сердцам, к ветвям веселым
Не возвращаться я дала зарок.

Зато для гимнов здесь простор широк:
Ты солнцем светишь мне над мрачным долом,
И стаи мыслей с клекотом тяжелым
Слетаются, свернув с других дорог.

Тут наступает счастья миг короткий,
Когда они, восторженны и кротки,
К блаженству дольнему влекут меня.

Но если б слов пылающая сила
Твой образ возродила из огня,
Я бы восторга высшего вкусила!


Ludovico_Ariosto_2

 Необыкновенный поэтический дар Виттории обозначился для современников изначально именно в стихах, которыми она оплакивала своего мужа.
Ее горе, таким образом, стало почвой, на которой выросла ее слава.
Об этом пишет в сонете, посвященном Виттории, ее современник, почитатель таланта, и сам знаменитый поэт того времени - Лудовико Ариосто.

Прославленная донна, о колонна,
Прекрасная, судьба - непостоянна:
То вдруг она одарит несказанно,
То отвернется вдруг неблагосклонно.

Коль забрала  - в решеньи неуклонна -
Она супруга вашего так рано,
Его в бою прославив, вас нежданно
Оставив в горе, о, благая донна,

В страдании крепитесь, и под сенью
Души бессмертной вашей расцветает
Пускай оно, в любви святой согрето,

Пусть вашей славы служит вознесенью
И с небом пусть в сияньи уравняет
Ее, любви исполненную света.


Стихи Виттории сперва ходили в рукописных списках - и стали очень популярны.
В 1536 году вышло первое печатное издание. В него вошли 136 стихотворений любовной направленности, которые были посвящены ее мужу. Книга вышла без позволения и ведома самой Виттории, как и следующая, включавшая уже стихи духовно - религиозного содержания.
Всего при ее жизни ее произведения издавались 5 раз.

Titian_-_Marchese_del_Vasto

Детей у нее не было. Еще при жизни мужа, она усыновила его молодого родственника - Альфонсо, чье полное имя на момент кончины звучало Альфонсо д’Авалос д’Арагона, маркиз ди Пескара и дель Васто.
Нежностью, заботой и любовью, она превратила его из дикого и необузданного юнца в человека, ценящего искусства и науки - и очень этим гордилась.
Альфонсо, традиционно, тоже был военным и с юных лет принимал участие во множестве сражений. Он умер в 1546 году, в возрасте 44 лет, оставив наследников титула и рода, славу военачальника и правителя (он много лет был губернатором Милана), а так же - популярное в те времена стихотворение, на которое было сочинено несколько мадригалов.
Его ранняя смерть окончательно подорвала здоровье Виттории, и, отрешившись от мира, она удалилась в монастырь Святой Анны в Риме...

Tags: биография, возрождение, история, портреты, поэзия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments