ele_n_a (ele_n_a) wrote,
ele_n_a
ele_n_a

19.11.13. День пятый. История деревни Демкино.Основание.Национальный и религиозный состав населения.


С утра во вторник - направилась я по уже протоптанной дорожке в Краеведческий музей. И познакомилась там с Татьяной Ефимовной.
И сгруппировала Татьяна Ефимовна все наличные силы сотрудников своего отдела для поиска информации о Демкино.
Не знаю, как они это сделали - если только все свои обширные архивы наизусть помнили - но завалили меня вскоре старинными статистическими сборниками, специализированными, 19 века, по Саратовской губернии трудами, в которых уже закладочками нужные страницы были помечены.
Есть, допустим, на целый тяжелый том два слова о Демкино - и их нашли и передо мной положили.

Но, помимо всех этих источников - главный представили - так называемую тетрадочку... Так что 99% знаний моих и нижеизложенного материала о Демкино - из нее происходит.
Тетрадочка это - не что иное, как в электронном виде отсканированная, реальная, от руки написанная синими чернилами тетрадь, под названием История деревни Демкино, автор которой - уроженка Демкино, а ныне - библиотекарь соседнего села Апалиха - Баламожнова Надежда Тимофеевна.

Несколько лет назад, районные власти, дали задание сельским библиотекарям, как надежным представителям местной интеллигенции - написать истории сел, в которых они живут. И написала Надежда Тимофеевна, опросив старожилов, изучив архивы, в том числе -- и в Саратове - историю родного села.
И цены нет для той тетрадочки - ибо на настоящий момент - это единственное наиболее полное изложение истории Демкино.

Но и здесь не остановилась Татьяна Ефимовна! Привела она мне научную сотрудницу музея - Татьяну Владимировну, которая уроженкой Демкино оказалась! С тем, чтобы из первых уст услышала я комментарии, если вопросы какие возникнут...

И вот, суммируя все полученные сведения - попытаюсь я их гладко изложить...

Общее заселение Хвалынкого уезда началось в 80-х годах 18 века, после проведения Симбирской сторожевой черты.
Поселенцев можно разбить на несколько групп:
1. Раскольники.
В основном это были выходцы их Московской, Костромской, Рязанской губеерний. Позже - из Пензенской и Тамбовской.

2. Служилые татары.
(с нач. 19 века) - из губерний Казанской, Симбирской, Пензенской и Тамбовской.

3. Стрельцы казанские
( с нач. 18 века - основали селение Сосновый остров, позже переименованное в Хвалынск)

Но самые первые русские поселения появились здесь к 16 веку. В 1556 году был основан уже первый русский сторожевой пункт напротив нынешнего Хвалынска.
(Лирическое отступление  - именно в 1780-х годах село получило название Хвалынск - в честь народа хвалыны, о которых говорится в летописи Нестора - в честь этого народа и Каспийское море долго именовалось Хвалынским).

Переселенцы спонтанно основывали новые поселения. В отличае от других сел Хвалынского района - известна точная дата основания села Демкино.
Это  - 1800 год.
В тот год из сел  Илюшкино и Шалкино было переселено 300 душ, как записано в Статистическом сборнике Хвалынского уезда за 1885 год - от несхоты, т.е. нехватки пахотных земель.

Я нашла в интернете эти села!!!
Илюшкино и Шалкино находились рядом. И существуют и сегодня!
И вот, что о них сказано на сайте Павловского района Ульяновской области:

Временные сезонные поселения мордвы в районе рек Калмантай, Избалык, Донгуз появляются в начале XVII в. В 1623 году, мордва рода Алкаевых получают эти земли во владение по крепостям из Свияжска. В 1697 г. мордва, возглавляемая Илюшкой Алкаевым и Шалкой Петяевым, окончательно переселяются на земли, принадлежавшие их предкам, и основывают постоянные поселения – Алкаев – Илюшкино, Петяев - Шалкино.
По имени предводителей первопоселенцев – Илюшки и Шалки и получили название тогда еще деревни – Илюшкина и Шалкина. А с появлением в этих деревнях церквей они соответственно стали именоваться сёлами Шалкино и Илюшкино.

Т.к. все соседние сёла были основаны служилыми людьми, которые получали землю за государеву службу можно предположить, что основатели Илюшкино и Шалкино также состояли на службе и участвовали в охране Пензенской засечной черты. А возможно это были предводители нескольких семей ясачной мордвы, покинувших родные места из-за малоземелья или бежавших «от креста» - царская администрация активно обращала местное языческое население Поволжья в православие.
Надо заметить, что бытует и другая дата основания сел - 1533-35 или 1555 годы.

Позже рядом с мордовским поселением Шалки Петяева появилось русское. Вероятно, это были старообрядцы, переселявшиеся на окраины от гонений царской администрации, а возможно и беглые крестьяне. Со временем эти селения слились в одно.Но долго оставалось разделение на 2 части - русскую и мордовскую (как и потом - в Демкино)

Первоначально деревни Шалкина и Илюшкина относились к Узинскому стану Пензенского уезда. Осенью, либо в начале зимы крестьяне должны были привезти в Пензу условленное количество зерна, меда, звериных шкурок (ясак) или выплатить государству денежный оброк. 7 ноября 1780 г. было учреждено Саратовское наместничество. В свою очередь наместничество было разделено на 9 уездов. В Хвалынском уезде была образована административно-территориальная единица - Шалкинская волость в которую вошли Шалкино, Илюшкино и Калмантай.
Их население выросло настолько, что земли на всех крестьян стало не хватать. Поэтому правительство переселяет 300 человек из Шалкинской волости на свободные государственные земли южнее Хвалынска. Так выходцами из Шалкинской волости было основано село Дёмкино (сейчас относится к Хвалынскому району Саратовской области).


Земли, на которых расположилось село, когда-то принадлежали графу Кочубею. Потом - Петром 1 были переведены в фонд государственных. Соответственно - и крестьяне, которые здесь были расселены, имели статус государственных. И никогда не знали крепостного права в его традиционном варианте.
Государственные крестьяне были лично свободны, имели право заниматься торговлей и владеть недвижимостью.

Село было названо по имени первопоселенца Дементия. Помимо переселенцев - здесь нашли укрытие  беглые крестьяне и служилые люди.

Со временем - вдоль безымянной речушки, вытекающей из родника с очень вкусной водой, под названием Барыня, среди гор, вытянулось 2 улицы.
На одной из них селилась только мордва, и звали ее Мордовской стороной. Продолжение ее - Кривасовка.
На другой селились только русские, и называлась улица Русской стороной.
Еще улицы различались по направлениям.
Верхний конец - тот, что к лесу. Нижний - к горе, которая называлась Песчаная (Песочная). Там действительно добывали песок - удивительного ярко-желтого цвета.

Жили два народа рядом - и друг друга не понимали...

Мордва села Демкино была эрзя.
Они были язычниками, насильно крещеными еще во времена Екатерины 2 на прежнем месте жительства. Выглядело крещение следующим образом  - людей загоняли при помощи полиции в реки и озера и таким образом обращали в христианство. Соответственно, после такого крещения - долго держались языческие обычаи. Мордва продолжала поклоняться идолам и совершать языческие обряды при погребении.

Что касается православного вероисповедания жителей села - то точных сведений найти не удалось.
Поскольку здесь жили единоверцы - можно предположить,что до того - были старообрядцы. Но вот какие?
Сведений я пока не нашла, кроме одного глухого упоминания, что
...После 1841 г (т.е. после разгрома Иргиза - прим. мое) началось усиленное обращение старообрядцев в единоверие. Из-за закрытия их часовен в Хвалынске, Апалихе и Селитьбе приняли единоверие 2640 человек, но спустя 3-4 г. подавляющее большинство из них вернулось в старообрядчество. Продолжался переход в старообрядчество и из господствующей церкви: к 1836 г. 255 человек в Апалихе и Демкине...
Там же:
...В 1880 г. в городе насчитывалось 2117, а в уезде - 12928 старообрядцев разных согласий. К концу XIX в. в Хвалынском уезде старообрядцы жили в Акатной и Сосновой Мазах, Алексеевке, Апалихе Болтуновке, Демкине, Елшанке, Ивановке, Павловке, Подлесном, Покурлее Поповке, Поселке, Самодуровке, Селитьбе, Федоровке, Шалкине Шаховском и Широком Буераке...
...В настоящее время ...В Демкине есть поморцы...

(Полозов С.П. История старообрядчества Хвалынского района Саратовской области.)

Возможно - ввиду репрессий со стороны властей, староверы Демкино не спешили афишировать свои пристрастия - и точных сведений об их численности и составе узнать мы уже не сможем...

В целом же - по информации из Клировой ведомости за 1917 год, в Демкино было 2 церкви.

1. Покрова Пресвятой Богородицы. Единоверческая. она была построена в 1855 году на средства прихожан. Деревянная, на каменном фундаменте, крыта железом. Колокольня была построена в 1895 году. Престол был один - во имя Покрова Божьей Матери. Имелась пахотная земля возле церкви.
Скажу, что разрушена она была полностью и давно, но, по воспоминаниям старожилов, именно в нее ходили представители всех родов однофамильцев моего прадеда. В местном разделении эта церковь считалась русской.

2. Казанской Божьей Матери. Была пожалована священником Афанасием Давыдовым и саратовской купчихой Аполинарией Кузнецовой. Построена в 1860 году. Новообрядческая, и по местному разделению считалась мордовской.

Далее - из книги Алексея Наумова : Земли Хвалынской храмы.
При храме было 1,5 десятин усадебной , 42 десятины 1600 кв. пахотной земли. В 1874 г. появилось церковно -  приходское попечительство. В 1878 г. открыта земская школа, которая в 1887 переименована в церковно-приходскую. Причт на 1897 г. состоял из священника Алексея Илларионовича Доброядова и псаломщика Иоакима Никифоровича Скрипинского. Священник жил в общественном доме, а псаломщик - в здании приходской школы.  Приход- 66 дворов военных (?) (201 - мужчин и 211 женщин), 321 дворов крестьян (949 мужчин и 944 женщины). С 19088 года священником был Александр Антонович Садчиков, а псалмовщиком с 1911 года - Антон Антонович Морозов. После закрытия церкви в 1930-х годах, в ней находился склад. В 1980-х годах храм был разобран на строительные материалы.

Эта церковь, по воспоминаниям старожилов, отличалась красотой и убранством. На ее колокольне висел огромный колокол редкой красоты звучания. Говорят, что по ударам этого колокола можно было определить кого хоронят - взрослого человка, или младенца...

В настоящее время ни одного храма в Демкино нет - ни действующего - ни недействующего...
Tags: Баламожнова Надежда Тимофеевна, Демкино, автобиографическое, история, наша семья, путешествие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments