ele_n_a (ele_n_a) wrote,
ele_n_a
ele_n_a

17.11.13. День третий. Черемшаны. Пещера монаха.

белые горы 343


Сделав дела в городе - продолжила я знакомство с местными достопримечательностями уже за его пределами.
Призвав опытного Николая - попросила его отвезти меня на место, где знаменитые Черемшанские скиты находились, и в Пещеру монаха, которую увидеть настоятельно все путеводители и жители города рекомендовали...
А надо сказать - вокруг города, на месте скитов - в советские времена, санатории открыты были, ибо в очень красивых и живописных местах монахи селились...
Санаториев этих было несколько - сейчас у иных и другое название имеется - а все их по старинке именовать продолжают- Черемшаны - 1, Черемшаны - 2, Черемшаны - 3...

Первые скиты появились в этих местах, как уже было сказано ранее - после разгрома старообрядческих скитов на Иргизе - в 40-х годах 19 века. Местные староверы дали у себя приют иргизским беглецам. Постепенно, сами собой, образовывались и монастыри, записанные в официальных бумагах как хутора.
Периодически их громили официальные власти - староверы продвигались все глубже в леса, отыскивали более скрытые пустыни, зарывались в подземелья... И в итоге - все дальше от людей, возникали новые обители...

На начало 20 века, таких скитов на Черемшане было 8.
Один - мужской и 7 женских. Они принадлежали к разным согласиям и отличались внутренними порядками.

1. Верхний черемшанский мужской монастырь, основанный иноком Серапионом. Был очень богат и знаменит при жизни основателя, но - после его смерти приемники не смогли удержать планку на прежней высоте. Монастырь погряз в дрязгах и начал хиреть.

В женских царила железная дисциплина и они процветали.
Самым известным, большим и богатым из них был

2. Фелицитин.
Основательница - Фелицата, по всеобщему мнению современников была человеком выдающимся.
Железная баба! Король! - таковы были их отзывы об этой незаурядной женщине. По происхождению была она из родовитой дворянской семьи (в миру - Фекла Евдокимовна Толстикова), и с ранних лет всецело посвятила себя созданию обители, в чем ей активно помогали сохранившиеся связи и богатые родственники. Обитель была образцом порядка и хозяйственности.
В 70 лет стан настоятельницы был прям, а поступь легка и упруга. Воля ее была законом для всех обитателей монастыря.

v04061-10
Фелицата. Строительница Введенского монастыря.

3. Платонидин.
Основательница была бойкая и говорливая русская женщина, дочь новочеркасского заводчика.

4. Маргаритин.
Основательница - был сборщицей денег в монастыре Филицаты - и - обзаведясь связями, основала свой скит.

5. Енфин.
Основательница - другая сборщица средств из Фелицатиного монастыря. Откололась аналогично Маргарите.

6. Повольгин.

7. Нижний Елесин.

Все эти обители полумесяцем окружали мужской монастырь.

Внутренний распорядок жизни в монастырях был очень жестким. Большую часть времени их обитатели проводили в молитвах и на службах.
Старообрядческие, а тем более, монастырские службы, правила и поклоны не идут ни в какое сравнение с самыми продолжительными богослужениями православного чина. Старый обряд исполнялся истово, протяженно, без каких-либо пропусков и сокращений. На общие молитвы отводилось до 12 часов в сутки. Но и в промежутках монахи обязаны были молиться, а кроме этого - каждый из них обязан был выполнять ту или иную монастырскую работу.
Такими средствами, да еще молчанием и послушанием достигались крепость веры и незыблемость дисциплины.

И вот, в эти-то места и отправились мы с Николаем.
Путь лежал в Черемшаны - 1, место бывшего расположения монастыря Серапиона.
В горах и лесах, глубоко в сторону от этой обители располагалась знаменитая Пещера монаха.
Пещер таких, надо сказать, в окрестностях было когда-то довольно много. И еще в начале 20 века видели их посетители этих мест. В некоторых тогда были целы и кости прежних обитателей - отшельников, замуровавших себя в подземельях.

Приехав на место, обнаружила я к своему удивлению - ворота, стенд-путеводитель и широкую тропу, вдаль за этими самыми воротами в лес уводящую - но тропу отнюдь не дикую...
Вход предполагался платный, но поскольку билеты предлагалось купить опять в Хвалынске - сделала я просто - подлезла под ворота и пошла. Сделать это было легко, ибо были они хоть и добротные, но - символические.

белые горы 306

белые горы 325

Тропа шла прямо, лес вокруг был густой - так, что, хоть и без листьев уже, по сезону, но свернуть в заросли было делом немыслимым, ибо деревья стояли плотно, а между ними - еще и поросль стеной.
Летом, думалось мне - леса здесь совершенно сплошные и непроходимые...
Тропа меж тем стала обнаруживать сюрпризы - раздваиваться. И много по пути попадалось развилок. Я взяла за правило, чтоб не заблудиться - идти все время по левой развилке.
Вокруг стояла необыкновенная, немыслимая тишина.
На много километров вокруг был только лес - и никаких людей, ни одной живой души. Для птиц - тоже не сезон... Иногда - скрипнет вверху дерево - и звучит этот звук неожиданно и гулко... И все...

белые горы 307

белые горы 308

И вспомнились мне прочитанные в сборнике Вифлеем слова о местных лесах:

...Эти горы и лес... знают, отчего все приезжающие сюда получают облегчение и исцеление от своих болезней...Земля эта тайно хранит нетленные мощи святых, а в этом воздухе еще не развеялось дыхание, в котором при каждом вдохе изливалась молитва. Эти горы не так давно еще отзывались эхом на песнопения, "словеса живы" звучали между этих сосен, наполняя верой сердца подвижников и освящая все вокруг...

Меж тем, шла я хоть и в гору, но бодро, времени прошло немало, а пещера все не появлялась... Внезапно - лес закончился и я пошла по дороге в поле далеко уводящей..
Справа виднелись горы, слева стоял лес, и оттуда донеслось вдруг завывание неизвестной собаки - долгое и тоскливое.
Солнца не было, день клонился к своему завершению, вокруг - никого...

белые горы 309

белые горы 311

белые горы 312


Внезапно - дорога вышла в перепаханное поле, уперлась в большую лужу и исчезла...

белые горы 315

Вдруг вспомнились многочисленные развилки и то, что уходя из гостиницы, я оставила в номере телефон.
Ветер доносил душераздирающий вой.
Где же эта пещера?
Справа, через широкое поле виднелись горы с белыми меловыми склонами... может быть надо пройти через поле и залезть на гору?
Но дороги нет, и как пройти через пахоту - я не представляю...

белые горы 316

Положившись на то, что в святых местах ничего дурного произойти не может, и опечаленная тем, что не дошла до цели - повернула я обратно.
И, скажу - ни один раз екало мое сердце на очередной развилке, ибо лес вокруг стоял - равномерно-одинаковый, и никаких знаков на дороге я приметить по пути туда не догадалась.
Тем не менее - показались знакомые ворота, за ними - машина, и, прибавив шагу вышла я из темнеющего леса.
Глянув на часы- заметила, что все путешествие длилось полтора часа...

Однако -- поджидала меня новая неожиданность. Машина стояла заперта, внутри играла музыка, Николай - отсутствовал.
Я - покричала - тишина.
Обошла соседние кусты - трупа нет.
Постояла, подождала рядом с машиной - ни единого признака жизни...
Вдруг - посмотрев вдаль, в сторону противоположную горе, с которой только что спустилась - углядела я среди деревьев корпуса  - и -- предполагая, что Николай потянулся к людям - пошла в ту сторону...

Это было само здание санатория - бывшая территория монастыря.
Я сразу узнала длинное желтое здание- бывшие 2 храма староверов, в которые с 20-х годов и поныне расположена столовая для отдыхающих.

белые горы 320

белые горы 321

В эпоху монастыря на первом этаже строения находился храм Покровский, а на втором - Успения.
Основаны они были Серапионом.

Вообще же надо заметить, на этой территории и до Серапиона селились монахи и отшельники. Есть сведения, что первые из них появились сразу после никоновских реформ -  еще в 17 веке. Здесь тайно постригались в чернецы и уходили в дальние леса и горы...

Сама территория сегодня - очень необустроена и единый архитектурный ансамбль на ней полностью отсутствует. Все как вырвано из разных эпох и стилей и в единую кучу свалено...

белые горы 322

Сохранился родник с прудом, которые были еще во времена Серапиона. Но - тоже требуется оформление и благоустройство...
Как говорят - все эти реликвии нынче - с 90-х годов находятся в частном владении и ничем не защищены от фантазии и прихотей своих владельцев, глухих к исторической значимости места.

белые горы 323

Не обнаружив в санатории не только Николая, но и вообще хоть каких-то людей, вернулась я вновь к поляне с машиной.
За время моего отсутствия ничего не изменилось.
Недоумевая я погуляла вокруг - придумывая, что же делать - и здесь из леса раздалось фырканье и рысцой на поляну выскочил сам Николай.
Мы уставились друг на друга.
Где ты была???? предворил он мой аналогичный вопрос.
- в пещеру монаха ходила...
- я дошел до пещеры и обратно -и нигде тебя не видел! все кусты проверил!
- ты нашел пещеру??? (по дороге Николай говорил, что ни разу за всю жизнь там не бывал).
- конечно. а чего ее искать - там указатели везде...
- !!!!!!
Ни единого указателя за весь свой путь я не встретила.

Я посмотрела на Николая. Мысль на моем лице, видимо читалась ясно, ибо Николай торопливо стал объяснять, что подъем очень крутой - а давай завтра приедем?
- Никаких завтра. Я пойду сейчас Где эти указатели?
Опасающийся отпускать меня без присмотра, Николай пошел следом.
И действительно!
Были указатели!
Пропустив первый из них - я, естественно, не увидела и остальные, так как вообще ушла в другом направлении...

белые горы 328

Тропа резко шла на подъем.
Периодически попадались лавочки, чтобы туристы могли отдохнуть и перевести дух.
Дошли и до обещанного родника с очень холодной и очень вкусной водою...
В корытце виднелись монетки - я бросила свою...

белые горы 330

белые горы 331

Нашли и смотровую площадку с чудесным видом. Правда - не то время года и суток, чтобы можно было им во всей красе налюбоваться, но - место все равно - очень красивое.

белые горы 332

белые горы 337

До пещеры оставался один этап пути - и Николай остался меня поджидать здесь.
Потому как есть места, куда человеку в компании ходить не следует.

Тропа меж тем становилась все круче... Я шла уже долго, и вдруг увидела, что скоро окажусь на макушке горы - а пещеры все нет.
Уже мелькнула мысль, что я опять умудрилась свернуть не в ту сторону, как вдруг, с обратной стороны склона заметила я крутой спуск, и перила лестницы.
Вела эта лестница на небольшую - пару метров в диаметре - площадку, обрамленную со всех сторон обрывом.
На площадке стоял восьмиконечный крест, установленный здесь прошедшим летом в ходе старообрядческого крестного хода, в котором принимал участие и Митрополит Корнилий - глава Русской Старообрядческой Церкви.
В самой горе - в белом меле виднелось 2 совсем небольших отверстия. Кусты вокруг были усыпаны завязанными ленточками, а сама пещера - выцарапанными надписями типа Леша+Нина=любовь. Причем, судя по датам, началось это безобразие еще в 19 веке...

белые горы 341

белые горы 342

белые горы 343

белые горы 344

белые горы 345

белые горы 346

Лазов - 2. Один (слева), как понимаю - вход. Второй - окно, ибо трудно представить человека, способного в нем поместиться...

В 1912 году Ф.П. Еланский уже писал, что никто из старожилов не помнит, когда и кем была вырыта эта пещера. Бытовало предание, что жил в ней подвижник - раскольник, по имени Серафим.
В начале 20 века, пещера внутри состояла из 3-х отделений - келий.
Темная - передняя, размерами примерно 2х1,5х2 метра, главная - 3,5х2 метра - в ней проживал очередной отшельник (в период визита Еланского это была женщина - Федора), с нишами для икон, окошком и печкой, и склеп, в котором находился иссеченый из камня гроб с останками. Предполагалось, что это останки самого Серафима. Кем он был? Точно никто не знал. Остались скудные сведения, которые приводят авторы нач. 20 века, что был он современником Серапиона, и время от времени приходил к нему в монастырь на причастие. Лет десять после кончины останки его были нетленными. Но потом начали лазать в пещеру любопытные - порубщики леса, в том числе - и вели себя неприлично - так и начали останки постепенно истлевать. к началу 20 века были похищены крест и личные вещи покойного, а так же - его череп и кисти рук.
Многие монахи пытались жить в этой пещере после смерти Серафима, но никто долго не продержался - жутко было.

Помимо этой, было в округе несколько аналогичных пещер - но они или засыпались или были разрушены...




Tags: Демкино, автобиографическое, история, мои фото, наша семья, православие, путешествие, староверы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments