ele_n_a (ele_n_a) wrote,
ele_n_a
ele_n_a

17.11.13. День третий. Картинная галерея Петрова-Водкина.

белые горы 192


Далее, продолжив путь к заветному краеведческому музею, зацепила я глазом, по витиеватому предложенному маршруту продвигаясь - красивый особняк с заманчивой надписью - Картинная галерея.
Не то, чтоб я знатоком или любителем живописи была - но -  не проходить же мимо?)

Галерея расположена в особняке не самого бедного жителя города Хвалынска  - бывшего городского головы -и одновременно - внука известного писателя и язв Российской империи бичевателя - Радищева.
Внук 34 года был в городе на Волге самым главным чиновником и управителем - верным империи служителем...Часть интерьеров и предметов слегка напоминают о жизни бывших хозяев этого красивого дома...

белые горы 199

белые горы 201

белые горы 204

белые горы 205

белые горы 216

белые горы 215

Картинная галерея  - носит имя Петрова-Водкина. Местного уроженца, который для Хвалынска - как Пушкин для России - главный светоч культуры на все времена.
В городе имеется еще его дом-музей, до которого я дойду при следующем визите в эти места.
Так же надо заметить, что приехать в Хвалынск и не вспомнить о прославленном пролетарском художнике - в принципе невозможно, ибо если и не знал ты о том факте, что творец именно здесь родился - тебе об этом на каждом углу напомнят, что вовсе и не плохо...
Гораздо полезнее охальных рекламных щитов опошляющих виды больших городов, на мой взгляд.

белые горы 240

белые горы 245

Сама Картинная галерея оказалась размеров компактных, и только одну-единственную картину самого Петрова-Водкина, в известном краснопятнистом стиле написанную, содержала.

белые горы 192

Да еще небольшая часть стены в одной из комнат творчеству этого художника была посвящена - с ничем не примечательными картинами, писанными, вероятно - или в пору ученичества, или же просто до той эпохи, когда он свою знаменитую манеру нащупал...

Некоторое количество картин музея попали в него, по всей видимости, из конфискованных собраний местных помещиков. Ибо хоть и не производят впечатления шедевров, но написаны явно в иных традициях, иных школах, и в более старинные времена, чем основная часть коллекции.

Остальное - это картины доморощенных художников - с легкой руки Петрова-Водкина здесь появившихся - Л.А. Радищева (1870-1945), И.А. Елатонцева (1873-1950), В.Ф. Орехова (1875-1942), Г.Г. Платонова (1880 - 1922), а так же - более поздние вкрапления советских и современных живописцев - на летние пленэры в разное время в Хвалынск приезжающих... (традиция имеет место быть и сегодня).

Откровенно говоря - все эти неизвестные лица на портретах, скучные сельские пейзажи и советские бытовые зарисовки, увековеченные в масле, особенного впечатления лично на меня не произвели. Ну - умели люди кисточку в руках держать... И только... С моей точки зрения - одного этого - мало, чтоб в музей их творение пристраивать... Но, напоминаю в этом месте еще раз -  я  живописи не ценитель и не знаток... Не чувствую я ее по своей природе...Могу запросто ошибиться и гения не разглядеть. Посему на мнении высказанном - не настаиваю)

белые горы 218

белые горы 217

белые горы 203

белые горы 194

белые горы 202

белые горы 227

белые горы 229

белые горы 230

белые горы 200

белые горы 231

белые горы 232

белые горы 236

белые горы 233

белые горы 235

белые горы 234

белые горы 228

белые горы 214

белые горы 193

Действительные сокровища музея собраны в небольшой светлой комнатке, и с порога меня предупредили о том, что фотографировать их запрещено.
Но - разнылась я, опечалилась, и сердобольная служительница, сбегав на цыпочках в кабинет начальства, и убедившись, что начальства в нем нет (и пребывает оно глубоко в музейных подвалах - выставку новую готовит), разрешила мне в порядке исключения быстренько фотосъемку произвести...

Потому как - ну разве мыслимое для меня дело - встретить выдающиеся храмовые иконы и на память не запечатлеть?...

У икон этих- особенная история...

В начале 40-х годов 19 века, после разгрома Иргизских старообрядческих монастырей - именно в эти места - в Хвалынск, в непроходимые леса и горы Черемшан, переместился духовный центр поволжского староверия. И в дальних скитах начало развиваться местное иконописное дело.
Хвалынск и Черемшаны - и сейчас святые места для ревнителей древнего благочестия.

Иконы для черемшанских монастырей большей частью писались в самих же скитах мастерами - иноками.
Строго в рамках древних канонов, ибо никаких нововведений, с запада пришедших, и разных новомодных веяний современности, старообрядцы никогда не признавали за вещи полезные и внедрения достойные.

Так вот после ликвидации скитов - в 20-е годы 20 века - попали некоторые из этих икон и в хвалынскую художественную галерею.
Это - лучшие , во всех отношениях, образцы  местного иконописания.

белые горы 206
Икона Богородицы Тихвинская. 1879г. Черемшаны, Успенский мужской монастырь.


белые горы 207
Икона Богородицы Всем скорбящим радости. 19 в. Степанидин скит.

белые горы 208
Икона Трипостасное Божество (Отечество). 19 в. Черемшаны. Успенский мужской монастырь.


белые горы 209


белые горы 210
Икона Преставление прп. Макария Великого. 19 век. Черемшаны. Успенский мужской монастырь.

В этой комнате находилась я очень долго, в древние лики вглядываясь, тщательностью письма восхищаясь и пытаясь уловить... не знаю что именно - тепло тех монахов, что у этих образов молитвы возносили, следы того внутреннего настроя, который молениям сопутствовал... наверное - как-то так корявым человеческим языком это мое состояние описать можно...
И все-таки, при всем моем к наукам почтении - холодная стена музея - не то место, где иконе находиться кстати. Хоть именно благодаря музеям и знакома я с огромным количеством прекрасных шедевров древнего сакрального искусства иконописи...

Tags: Демкино, автобиографическое, иконы, история, мои фото, наша семья, портреты, православие, путешествие, староверы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments