ele_n_a (ele_n_a) wrote,
ele_n_a
ele_n_a

утешение.

Есть в японской традиционной литературе особый жанр, посвященный мистике и ужасам. Он носит название кайдан.

Жанр этот оттачивался веками и в наши дни лег в основу японских фильмов ужасов, которые по своей способности поднимать волосы дыбом оставили далеко позади все жалкие потуги европейских и американский кинематографистов.

Один из таких фильмов я посмотрела вчера на ночь.  Сон так и не развеял полученного потрясения, отчего и решила написать этот пост.

Фильм очень красив, снят в 1964 году, совершенно не страшен, и носит полное название Кайдан: повествование о загадочном и ужасном.
он состоит из 4 независимых друг от друга рассказав-сюжетов, один из которых и произвел на меня сильное впечатление.

Рассказ этот называется Безухий Хойти.

Страшные события произошли в японии 12 века.
Кровавая война между могущественними родами Тайра и Минамото охватила страну. Кульминацией ее была битва при Данноура, крупнейшее морское сражение той эпохи, случившееся 25 апреля 1185 года.

Битва окончилась абсолютным уничтожением Тайра, которые, к ее началу, как казалось, обладали непреодолимым преимуществом сил перед противником, и самым масштабным самоубийством проигравших, в истории самурайской Японии.

Вот, как описывает кульминацию событий поэт 13 века Юкинага, в эпическом произведении Повесть о доме Тайра:

...Уже воины Минамото перепрыгнули на корабли
Тайра.
Уже кормчие и гребцы, убитые, лежали на дне судов, застреленные, порубленные, и некому было направить ход кораблей.

Князь Томомори в маленькой лодке переправился на корабль, где пребывал император Антоку.
-- Час нашей гибели наступил,
-- сказал он,
-- уберите, сбросьте в море все, что нечисто и оскорбительно для взора!
-- с этими словами он носился по судну, от носа и до кормы,
убирая, сметая грязь, самолично наводя чистоту.

-- Господин Тюнагон, как идет битва? -- наперебой приступили к нему с расспросами дамы.
Громко засмеялся им в ответ Томомори.
-- Скоро вы собственными очами узрите доблестных самураев востока!
-- Как можете вы насмехаться над нами в такое время?
-- воскликнули дамы, стеная и плача в голос.

Госпожа Ниидоно давно уже в душе приняла
решение. Переодевшись в темные траурные одежды и высоко подобрав край хакама из крученого шелка, она зажала под мышкой ларец со священной
яшмой, опоясалась священным мечом, взяла на руки малолетнего императора Антоку и сказала:
-- Я всего лишь женщина, но в руки врагам не дамся! И не разлучусь с государем! Не медлите, следуйте за мной все, кто решился!

Императору Антоку исполнилось восемь лет, но на вид он казался гораздо старше. Черные прекрасные волосы ниспадали у него ниже плеч. Он был так хорош собой, что, казалось, красота его, как сияние, озаряет все вокруг.

Государь, обливаясь слезами, сложил вместе прелестные маленькие ладони, поклонился сперва восходу, простился с храмом богини в Исэ, потом, обратившись к закату, прочел молитву, и тогда Ниидоно, стараясь его утешить, сказала:
-- Там, на дне, под волнами, мы найдем другую столицу!
-- и вместе с государем погрузилась в морскую пучину...

Следом за ними в море бросились почти все еще оставшиеся на тот момент  живыми члены рода Тайра. Самураи привязывали для надежности себя к якорям, или одевали двойной комплект доспехов.

Битва стала страшным побоищем, которое, как уже было сказано, привело к абсолютному уничтожению огромного могущественного клана.

Эти события потрясли и современников и потомков. Такая грандиозная массовая гибель людей в одном месте вызвала на свет множество ужасных и мистических историй. Рассказывали, будто воины Тайра целыми армиями бродят среди волн, что на панцырях крабов, которые водятся в тех водах, проявляются лица погибших в сражении. Люди веками боялись заходить в воду в заливе Даннуора..

С описания сражения и начинается фильм.

Далее, рассказывается о том, что для утешения душ погибших самураев был выстроен храм. В этом храме и произошли события, легшие в основу поразившего мое воображение рассказа.

При храме нашел пристанище слепой парень, который был при этом замечательным музыкантом. И вот, по ночам за ним стал приходить призрак одного из погибших в сражении самураев и уводил его с собой. Все погибшие в той страшной битве собирались вместе, чтобы послушать игру музыканта. Вернее, не они сами, но их души.

Монахи монастыря, проследив путь послушника по ночам, выяснили, что он идет на кладбище, садится напротив могилы погибшего юного императора и всю ночь играет.
Расспросив парня о причинах такого занятия, и поняв, что за ним являются призраки, настоятель монастыря, с целью его спасения, расписывает все тело послушника словами молитв, забыв про уши.
Явившийся призрак, увидев только уши, отрывает их, желая выполнить приказ императора и привести музыканта с собой.

После этого, призраки сами, великолепной императорской процессией приходят в монастырь, чтобы послушать игру музыканта.
Несмотря на предостережения настоятеля, он пренебрегает грозящей ему опасностью, выходит к ним, и говорит, что будет играть для них до тех пор, пока это позволит его жизнь. Потому что только его игра и является утешением для их душ, помогая им обрести, наконец, покой...

Именно этот момент меня и поразил.
Музыка - как единственное утешение душ людей, принявших страшную смерть и оставшихся неотомщенными.
Совершенное и утонченное искусство, как единственное средство усмирить неутоленный гнев...
В этом есть какая-то высшая истина, возвышающая не только музыканта с его мастерством, но и души тех, кто способен забыть  ужасной силы ненависть ради красоты...

Этот рассказ единственный из всех оканчивается для главного героя хорошо. Слух о событии распространяется по японии, его приходят послушать многие знатные и щедрые люди, и в итоге нищий монах музыкант становится богат и знаменит.

Ниже - скриншоты фильма. К сожалению, не особенно качественные.

Фильм стоит посмотреть еще и потому, что он очень красиво снят.

Tags: история, фильмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments