ele_n_a (ele_n_a) wrote,
ele_n_a
ele_n_a

усадьба 18 века.




далее, предлагаю вашему вниманию изумительный квартал, очерченный улицами кирова\физкультурная\краснодонская\теннисная.

он, во первых, отлично иллюстрирует мое давнее наблюдение - среди сталинских домов, даже самых экономичных и по умолчанию, временных (например, военные двухэтажки вдоль пр. кирова), которые создавались по одинаковым в основе проектам - двух одинаковых найти не так-то просто.

однообразие не было в чести у архитекторов того периода.
они старались заимствовать из прошлого наилучшие образцы, внедрять их, и самим видом зданий и качеством жилья вселять оптимизм в сердца его обитателей и пробуждать в них интерес к жизни и миру.

в квартале - 4 дома, замыкающихся прямоугольником.
один из них не привлек моего внимания, в силу того, что очень уж сильно фасад закрыли заросли.

но 3 - поистине замечательны!





и самым интересным из них, является дом , обозначенный мною как №1.
по адресу пр. кирова 42.





дом этот, со стороны физкультурной, очень хорош, но отчасти стандартен.
трехэтажка, довольно длинная, в которой может насторожить разве что рисунок на фасаде и лепнина вдоль крыши. внимательному и чуткому наблюдателю они смутно напомнят некие старинные оригиналы...





более внимательный и любопытный прохожий, отметит высокую арку, заглянув внутрь которой, можно обнаружить не менее характерную, чем на фасаде, лепнину потолка...








самый внимательный -  посмотрит и на размер окон.
на первом и втором этажах они больше и выше, чем на третьем.
так строили в барских особняках прошлого, поскольку на последнем этаже расположены были комнаты прислуги - к чему там высокие потолки и много света?)





на углу с проспектом кирова дом украшает имитация полукруглой башни , опоясанной длинным балконом.
и башня, и рисунок решетки на балконе, сразу навевают ассоциации с пушкинскими временами, балами, кисейными воздушными барышнями, дорогими экипажами с лакеями на задних ступеньках...























налюбовавшись - проходим дальше, вдоль фасада.
это - так сказать, лицевая часть дома, обращенная на проспект кирова.





ниже - много фотографий массивного забора, копирующего ограды, популярные в русских поместьях в конце 18 века.
фотографии сделаны не ради самого забора, который и так прекрасно заметен - но ради того, чтобы как можно полнее показать вид, за этим забором открывающийся.























вход внутрь когда-то был украшен коваными воротами, не сохранившимися до нашего времени.
на их наличиее указывают торчащие из стен входных арок массивные петли...





и вот - внутри - огромный двор, прекрасный особняк, как бы стоящий в его глубине, и огромная арка, приглашающая внутрь поместья...





на фото ниже - вид, открывающийся изнутри, от этой арки, на проспект кирова...





на следующих фото - нынешнее состояние большого и красивого двора, полностью заброшенного.

по мысли архитектора здесь должены были располагаться цветник, и садик, подчеркивающие сходство всего комплекса  с барским домом конца 18 века, ибо именно его полностью копирует это уникальное здание.

























фасад стоящего внутри двора фрагмента здания является как бы главным во всей композиции.
он украшен лепниной вполне в духе тех поэтических и романтических времен...я имею ввиду - 18 век. в котором черпал вдохновение архитектор.








вот эта лира - очень смутила меня...
для кого было создано это здание?
кто были его первые обитатели?
время создание - примерно конец 40-х годов. не так уж и давно это было... но - совершенно никакой информации от местного населения получить не удалось.

ни автора проекта, ни причин его создания именно в таком виде - никто не помнит...
возможно, история хранится в архивах бти. но - она только ждет своего исследователя.





как положено - красная звезда. скромно вписанная в строгий растительный орнамент.











факелы, лавровые венки...
еще одни загадочные символы, украшающие фасад.

был ли их смысл связан со значением  здания? с теми людьми, для которых оно изначально было построено? или это просто стандартное украшение, ничего, кроме эстетической составляющей не содержащее?
еще одна загадка этого дома...





проходим внутрь великолепной арки...











уже знакомая нам лепнина потолка...








и...
проза жизни внутри.





огромный двор занят хозяйственными постройками.
гаражами, и - удивительными погребами.
раньше я таких погребов не видела. здесь же ими оказался занято все обширное внутреннее пространство.
многочисленные кривые крышки люков выглядят как-то очень фантастически)
что там внутри - исследовать не удалось. все крышки были запечатаны висячими замками...





внутри дом выглядит вполне прозаически.
максимальное его украшение - маленькие, совершенно неудобные балкончики. настолько узкие, что не верится в их функциональность.










собственно, об этом доме рассказ заканчивается.

перед нами - удивительный пример использования в качестве образца для жилого дома сталинской эпохи - русского дворянского  усадебного дома 18 века. со всеми его основными характерными признаками, очень удачно вписанными в новую архитектурную традицию.

этот дом полностью сломал мои стериотипы относительно образцов, которые брались за основу советскими строителями первой половины 20 века. а так же, порушил стериотипы об отношении в ту эпоху к отечественному историческому и архитектурному наследию.
все-таки дворянский особняк воспроизвести - это вам даже не итальянское палаццо выстроить.
идеи классовой борьбы еще никто не отменял...

и, схематично - несколько слов и фотографий о домах рядом, которые образуют с нашим особняком единую композицию.

с внутренней стороны, т.е. со стороны дворов - большого разнообразия не наблюдается.
те же голые стены и бесконечные погреба.





но вот фасады...
они отличаются.
фасад дома № 2 в моей схеме, который тоже выходит на проспект кирова...




















внутри дом так же скромен, как и предыдущий.
ну... почти так же...








а вот дом, по адресу физкультурная 113 (№3 в моей схеме), уже не удостоился богатого декора, т.к. не выходит на центральную улицу.
но - из общего стиля не выбивается. недостаток лепнины компенсирован интересными балконами.

кстати, если запретить уродовать фасады самостоятельно усовершенствованными балконами, слегка покрасить дома и вырубить кусты, можно будет обнаружить вокруг много архитектурных шедевров, делающих город красивым, а не похожим на свалку старого хлама...














и, в качестве бонуса самым терпеливым и дотошным - оригинальный фонарь, относящийся ко времени строительства этого комплекса и чудом сохранившийся до нашего времени.
он одиноко торчит из земли возле дома №3, и я едва не столкнулась с ним, по причине собственной рассеянности, когда делала снимки окрестностей.





о чем это я?

много интересного таит в себе самарская безымянка. сюда бы экскурсии водить и турпутевки продавать...
только сперва, так сказать, товарный вид придать - постричь, помыть, покрасить...
и от желающих прикоснуться к прекрасному отбоя не будет...


Пы.сы. уже после публикации поста в группе, посвященной жизни в самаре, я узнала из комментариев, что...

Лира была символом творческой интеллигенции, а еще масонским символом. Вопрос о ее происхождении на фасаде остался открытым.

Дома эти считались элитными. В свое время в квартале проживали директора самарских заводов.

Проект самарской безымянки получил в 40 е годы премию за то, что был самым красивым в ссср.

Ходят слухи, что сама безымянка, которая является самым красивым местом в самаре, и лучше властям, пока не поздно, бросить силы на ее реставрацию, чем бесконечно спасать уже потерянный купеческий центр, так вот, эта безымянка была подарком в знак благодарности, сталина городу, за выдающуюся роль во второй мировой войне. Самара, напомню, играла роль запасной столицы в силу своего расположения...

Tags: мои фото, самара
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments