ele_n_a (ele_n_a) wrote,
ele_n_a
ele_n_a

2. Польша стоит беспорядком... особенности устройства внутренней жизни.


Люблинская уния. известная картина известного Яна Матейко, написанная им в 1869 году к 300-летию события.обаятельный юбиляр не дожил, но не вспомнить о нем было невозможно.)

картина наполнена глубокого смысла и символизма, великолепный и подробный ее разбор в трех частях очень и очень рекомендую почитать по этой ссылке: http://fon-eichwald.livejournal.com/99987.html

не лишнем будет добавить, что французы наградили художника за это эпическое полотно орденом Почетного легиона.
художник, кстати, совершенно не поляк происхождением, демонстрировал в своих картинах помимо высочайшего художественного мастерства и патриотизма еще и глубокую и обширную подготовительную работу , заключавшуюся в детальном изучении исторических источников - гигантская часть его трудов, навсегда оставшаяся скрытой от современников и потомков...


...замахнувшись на хорошо , в общих чертах, известную тему, полезла копать  дополнительные источники, и практически оказалась погребена ими, рискуя вместо общей, крупными мазками нарисованной,  эпической картины, какой мыслились эти очерки в начале работы, уйти в детализированные изучения отдельных вопросов, ибо много среди них вышло удивительно занимательных и интересных...

итак, 28 июня 1569 года, после долгой и тяжелой подготовительной работы, подписанием унии в городе Люблине между Польшей и Литвой, себе на славу и соседям на горе, было создано самое крупное государство Европы того времени, получившее название Речь Посполитая. на протяжении нескольких веков поражающее воображение современников баснословным богатством, глубокой религиозностью, и необыкновенной даже и для тех бурных лет воинственностью, а помимо всего прочего - не имеющим ни до ни после в истории примером внутреннего устройства своей жизни.
краткий, но добротный научный обзор корней и ветвей события можно, при желании, прочитать здесь: http://scharapow-w.livejournal.com/124507.html

новое государство было не полностью единообразным. оно получило общего государя, общий сейм (орган высшей законодательной власти, действующий под знаменательным лозунгом Никаких нововведений!)), общую денежную систему и общую международную политику.
администрация, казна, войско и судебная система у литовской и польской части были раздельными.

вот как выглядел этот монстр уже в период образования. в последующие годы границы стремились вширь, в основном, за счет восточных соседей (восточными соседями были и есть главным образом белорусские, украинские и русские земли),  упорно реализуя и теперь не забытый лозунг: Польша  - от моря до моря (то есть, кто не понял - от Балтийского до Черного...)

столицей  государства стал город Краков.

и хоть позже Варшава перетянула часть столичных функций на себя, именно в Кракове, всю историю существования Речи Посполитой короновались ее правители.

герб нового государства содержал гербы его двух составных частей, что логично: польского белого орла и литовскую, так называемую, погоню.

это - полный, парадный вариант герба, с архангелами по бокам...

а это, собственно, сам герб. литовская Погоня - распространенный в геральдике сюжет скачущего рыцаря, ведет начало примерно с 14 века, от личного герба великих литовских князей Гедиминовичей (соразмерно - от личного герба как самого Гедимина, так и его наиболее известных наследников  Витовта и Ягайло, великих князей литовских), и входила в разных вариантах в гербы всех родов, взявших начало от Гедиминовичей.
польский белый орел- известен в польской королевской геральдики с 10 века, но уже с 13 являлся официальным символом страны. версий, откуда он взялся несколько, одна гласит, что символ был выбран в противовес черному двуглавому орлу олицетворяющему долгого главного противника - Германскую империю.

доминирующую роль в новом союзе играли поляки. а доминирующая роль среди поляков принадлежала в тот период целиком и полностью шляхте.

вот здесь-то и подхожу я, собственно, к главной цели своего повествования - рассказу о буйном и благородном главном сословии Речи Посполитой.

первые сто лет существования этого федеративного образования вошли в историю как золотой век шляхты. справедливости ради надо отметить, что и потом положение ее особо не изменилось, но вот потенциал государства, благодаря именно привычке шляхты жить широко, был уже исчерпан, а там и самому государству пришел конец. ибо организаторскими талантами, при всех своих прочих достоинствах, шляхтичи отмечены не были...
тем не менее, годы, о которых идет речь, и сегодня волнуют романтическое воображение любителей польской экзотической старины.

шляхта в Польше -  это местное благородное сословие. нечто, вроде дворян или рыцарей. однако прямые параллели проводить здесь неверно. для дворянства сословие было слишком многочисленным (к концу 18 века каждый шестой поляк относил себя к шляхте), а  рыцарями могли стать и простолюдины, при определенных заслугах - но путь в шляхту им хоть при каких достоинствах был закрыт.

о происхождении шляхты, которого придерживалась сама шляхта, сказано будет в следующем посте, но в современной научной среде таких версий две: 1. выделение из местного населения, 2. потомки древних завоевателей местного населения. точно уже никто не помнит - вот и я просто упоминаю эти варианты, как имеющие место быть.)

польский шляхтич в характерной для шляхты того периода манере сидеть на коне (...руки в боки...)), на портрете Рембрандта, написанном в середине 17 века (1655 г). полотно в настоящее время хранится в Коллекции Фрик, в Нью-Йорке.очень романтическая картина. о ее происхождении, одна из легенд гласит, что написана она была во время визита художника в одно из белорусских поместий Радзивиллов. так сказать - с натуры...

шляхта была сильна внутренним единством, активно и дружно противопоставляя себя всем, кто к ней не относился, шла ли речь о противниках внутри государства или вне его.

к моменту образования Речи Посполитой она уже обладала огромным количеством привилегий. если кратко - шляхте можно было все, остальным - ничего).
она была освобождена от большинства повинностей, от ареста без суда, имела монополии на владения землей, на винокурение, обладала правом судить крестьян и пр... список очень длинный.

главное - шляхта, через систему местных выборных сеймиков, была представлена в сейме - главном законодательном органе страны. и вот ни один закон не мог был принят без согласия сейма, и армия государства без его согласия тоже не могла тронуться с места.

портрет польского шляхтича, написанный все тем же Рембрандтом в 1637 году. изображенный  - с серьгой в ухе, по польской моде того периода - дипломат и посол Речи Посполитой  Анджей Рей. человек, кстати сказать, прекрасно и широко образованный. любопытно будет отметить, что он был секретарем польского короля Владислава 4, того самого активного участника Смутного времени, который чуть было не стал русским царем.

вся шляхта в Польше была равна друг другу. нет, внутри она, естественно, дробилась, к примеру, на богатейших магнатов, кормивших всю Европу продукцией своих безграничных поместий и бедных безземельных шляхтичей, у которых кроме сабли никакой собственности не было... с большим количеством промежуточных ступеней между ними...
но это - экономическое неравенство, которое никак не сказывалось на взаимоотношениях внутри этого сообщества.
что магнат, что обладатель единственной сабли, юридически были совершенно равны.
это отражает известная пословица: шляхтич в огороде равен воеводе.

кроме того, судьба переменчива как к отдельным людям, так и к целым родам. тот, кто сегодня едва сводил концы с концами - завтра мог сказочно разбогатеть, и от обратного никто не был застрахован.
единственно, чем не мог запятнать себя шляхтич ни при каких тяжелых условиях - это физический труд, ремесло и мелкая торговля.

в Польше того времени были запрещены почетные звания, титулы, и даже ордена (как награды, а не сообщества). для того, чтобы изначального равенства шляхтичей ничем не помутить.

вот, что пишет современник (ст. Ожеховский в середине XVI в.):...Равенством поляки превзошли все иные королевства: нет в Польше никаких князей, ни графов, ни княжат. Весь народ и вся масса польского рыцарства включаются в это слово шляхта...

один из шляхтичей, принявший титул маркграфа и приобщенный к гербу мантуанских Гонзагов, навлек на себя вал негодования и ненависти соотечественников: Ты стремился к иноземным титулам, по своей амбиции пренебрегая шляхетским достоинством, и оскорбил его своими развратными желаниями, поставив итальянского пса выше десятка польских шляхтичей...

существовал ряд украшенных титулами родов, которые получили их от иностранных государей и признавались в Польше в годы существования Речи Посполитой. но таких было - по пальцам перечесть...большинство титулов польская знать получила уже после раздела государства. и опять-таки - от иноземцев.

равенство шляхты с точки зрения здравого смысла иногда доходило до абсурда. к примеру, в сейме, при голосовании, закон принимался только в том случае, если все шляхтичи проголосовали за него единогласно. если же хоть один был против - мнение этого одного перевешивало убеждения всех остальных. закон не принимался. так называемое право Liberum veto. сейчас у многих этот обычай вызывает слезу умиления - вот, как шляхтичи чужое мнение уважали...
но именно эта особенность работы сейма со временем привела к гибели Речь Посполитую, поскольку вылилась в полную неразбериху функционирования государственной власти, и многим лишним телодвижениям, с целью это право Liberum veto обойти в случае принятия решений. фраза, обозначенная мною в начале поста - Польша стоит беспорядком, появилась именно в эти, в общем-то довольно трагичные для польского государства годы.  однако события показали - как ни хорохорься, а беспорядок губит все...

картина 18 века, изысканная в недрах польского интернета, которая изображает собрание шляхты той поры. обращает на себя внимание отсутствие всяких буклей и париков, о чем речь будет впереди. многочисленные гербы не поняла, что представляют - то ли послов разных регионов, демонстрирующих полное единство, то ли представителей этих самых гербов, но тогда их показано очень мало, ибо в Польше, в отличие от Западной Европы, не было привязки один род - один герб, но к одному гербу могло относиться много благородных родов...кстати, если зрение мне не изменяет, ясновельможные макушки украшены конфедератками https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BA%D0%B0

шляхтичем можно было стать при определенных условиях. однако, учитывая многочисленность сословия и его привилегированность, а так же общепольскую неразбериху,  находились такие, кто приписывал себя к этому сословию, фактически к нему не относясь.
 в Польше в середине 17 века даже была написана Liber Chamorum (Книга Хамов), неким Валерианом  Трепкой, в которой описывались многочисленные скандалы, связанные с узурпацией каким-нибудь крестьянином или кучером шляхетского звания...

однако, если отойти  от чисто польской шляхты и вспомнить, что Речь Посполитая была довольно многонациональным государством, то и путей попасть в число шляхты было все-таки не так и мало. ибо шляхтичами были не только поляки.

ну, во-первых, можно было доказать, что ты родился шляхтичем тем, кто в этом сомневался, представив свидетелей благородного состояния твоих родителей. (хорошо оплаченные свидетели иногда подтверждали все, что угодно...)

во-вторых, тебя могли усыновить в шляхетском роду, и ты тоже становился шляхтичем. усыновление практиковалось не только для несмышленых младенцев, но и для вполне состоявшихся взрослых усатых дядек.

в третьих - так называемая, нобилитация. вызывавшая много споров. это когда человеку просто жаловалось шляхетское звание с грамотой и печатью за заслуги. жаловать мог король, и краковские епископы (что не всеми признавалось). здесь за звание надо было немало заплатить , кроме того, посвящаемый должен был владеть хоть клочком земли. практика была ограниченной. всего таким образом получили шляхетство 1600 человек.

в четвертых - натурализация. это когда иностранца признавали польским шляхтичем. иностранец должен был быть баснословно богат. признать его должен был сейм. что уже фантастично. тем не менее, 430 человек влились в ряды шляхты таким путем.

в пятых - личное шляхетство. был случай, когда в 16 веке его получили профессора краковской академии. те из них, кто отслужил 20 лет получили потом шляхетство потомственное.

в шестых - неофиты. здесь - вариант придумали в Литве, а в Польше так  не признали. суть в том, чтобы присваивать шляхетстство евреям, сменившим иудаизм на христианство. представляю лица польских шляхтичей, когда им озвучили это рацпредложение...

так же известен случай, когда в шляхетство записали всех до единого жителей Кракова. потому как столица же!

в общем  вон какой список возможностей получился! кто скажет, что сословие было замкнутым???)) однако и в этом вопросе, как видим, никакой четкой системы не существовало...

шляхта заботилась о чистоте рядов. так, шляхтич, женившийся на женщине не шляхетского происхождания не мог передать шляхетского статуса своим детям.
шляхтич совершивший позорный поступок мог быть лишен шляхетства.


Great_Chorąży_of_the_Polish_Crown
знатный нарядный шляхтич на королевской свадьбе в начале 17 века.


Копия Great_Chorąży_of_the_Polish_Crown
даю его одеяние более крупным планом. ибо оно было характерно для шляхты того периода ( крылья, звериная шкура, как бы небрежно накинутая на доспех...)

шляхта обязательно имела герб. здесь путаница была не меньшая, чем в сейме. в отличие от Западной Европы, одним гербом могли пользоваться сотни никак кровно между собой не связанных семейств. это называлось геральдическим родом. каждый герб имел свое имя. и это имя присоединялось к имени того, кто им пользовался. к моменту образования Речи Посполитой в Польше было 247 гербов, которые имели 500 подвидов. никакого единого геральдического списка не было, что со временем привело к кражам чужих гербов, приписыванию себя к гербам однофамильцев и прочим безобразиям. вопрос всегда был сложнозапутанным, таким и остался в истории)..

как в Европе, к примеру, в Германии, на дворянство указывала приставка фон, так в Польше на принадлежность к шляхте - окончание -ский,или -цкий. к примеру, Краевский, Червинский, Потоцкий...

вообще, шляхта с удовольствием занималась генеалогическими изысканиями, и откапывала собственных предков иной раз и среди сыновей библейского Ноя. так что происхождение каждого шляхтича было вполне прозрачно на тысячи лет назад.)

14570945
такой же типаж, как выше - уже из Голуховской таблицы. наряд был типичным для того времени (начало 17 века)

вопрос взаимоотношения шляхты с королевской властью весьма тонок.

король был тоже пан-брат. он избирался на общем собрании шляхты (до 100 000 человек могло присутствовать на мероприятии -  специальном заседании сейма). теоретически каждый шляхтич имел возможность занять эту должность.
королевское звание было пожизненным, но не передавалось по наследству. власть короля была урезана, как уже понятно, максимально.
достаточно сказать, что в случае несогласия с действиям монарха любой шляхтич имел законное право на вооруженное восстание - рокошь.
и нельзя сказать, что этим правом стеснялись пользоваться....

чаще всего королей приглашали импортных. чтоб никому не обидно было. короли вели себя по разному... Генрих Валуа, к примеру, через 4 месяца просто сбежал... иные удачно лавировали межде магнатами и шляхтой, успешно проводя собственную политику. иные просто сидели на троне. а кое-кто чуть было не сделал его наследственным, покусившись на все святое) полный список можно посмотреть здесь. http://www.petergen.com/lwk/history/genbel2.shtml и вот не для слабых был польский трон - практически каждый король - личность. однако и не всех сильных приглашали. Иван Грозный, к примеру, тоже очень хотел королем у соседей побывать. однако приглашения не последовало. хоть и любила шляхта риск - но не до такой степени...

об особенностях отношений с королем, несколько картинок из жизни Польши того времени

...Но крепко сжалось сердце Яблоновского, когда однажды он встретил необходимость обратиться с просьбою к бывшему своему сопернику тогдашнему королю Станиславу Понятовскому, и жестокий удар был нанесён самолюбию князя, когда просьба его осталась без исполнения. Раздражённый Яблоновский приказал вынести портрет короля из своих комнат и в наказание повесить его в караульне. Весть об этом дошла до короля, который наслышавшись о странностях Яблоновского, сделал вид, будто ничего не знает о нанесённом ему оскорблении. Тогда Яблоновский решился пойти на мировую и написал к королю письмо, вроде извинения в своём поступке. Король отвечал на письмо князя так: Зная ваш ум и ваше сердце, я был уверен, что вы, размыслив о вашем поступке, верно сами будете жалеть о нём. Портрет мой, повешенный по приказанию вашему в караульне, мог замараться, поэтому посылаю вам новый, весьма похожий, для того, чтобы он напоминал вам меня...
http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%9E%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B8_%D0%B8_%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%8B_%D0%B8%D0%B7_%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B1%D1%8B%D1%82%D0%B0_%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%B8_(%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87)/%D0%9A%D0%BD%D1%8F%D0%B7%D1%8C_%D0%AE%D0%B7%D0%B5%D1%84_%D0%AF%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9

еще оттуда же, о другом магнате, Иерониме Радзивилле:
...Князь Иероним Радзивилл жил в первой половине XVIII века, когда власть королевская совершенно ослабела, поэтому Радзивилл вовсе не думал исполнять никаких повелений короля и распоряжений Речи Посполитой, считая себя как бы независимым владетелем и только союзником своего соседа, великого князя литовского, жившего в Варшаве....

http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%9E%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B8_%D0%B8_%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%8B_%D0%B8%D0%B7_%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B1%D1%8B%D1%82%D0%B0_%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%B8_(%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87)/%D0%9A%D0%BD%D1%8F%D0%B7%D1%8C_%D0%98%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BC_%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D0%B7%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%BB,_%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%85%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%BD%D0%B6%D0%B8%D0%B9_%D0%9B%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9

еще одной особенностью Речи Посполитой, которая считалась ее достоинством (естественно, это мнение шляхты). было отсутствие правительства. определенные должностны лица, выполняющие те или иные важные для государства функции, существовали, к примеру, гетманы, они могли быть назначены королем, но больше ничем ему обязаны не были и проводили как внутреннюю, так и внешнюю политику не по указанию, к примеру, монарха, а более по собственному усмотрению. что привносило в процесс немалое количество сюрпризов.

вообще, государство было максимально децентрализованным, и навязать кому-то что-то помимо его воли, с помощью силы было в нем совершенно невозможным делом (имеется ввиду структура гос. власти).

положительной стороной такой свободы была веротерпимость. хоть и было католичество по умолчанию главной религиозной конфессией, но и приверженцев иных взглядов совершенно не обижали. в отличае от остальной Европы, даже при рекордном количестве иезуитов на квадратный метр, костры инквизиции по Речи Посполитой  не пылали. однако же со временем, усилилось давление на православных, что было вызвано во многом политическими причинами (в частности, сопротивлением крепостному праву со стороны украинцев, которые были в большинстве православными, и начавшемся долгим и серьезным противостоянием с Московским царством).

14636195
Голуховская таблица. 1620 гг. Показывает польские  типажи того времени. Хранится в Национальном музее Познани.

ну, если уж  с королем обходились как с равным - что говорить об остальных сословиях - мещанах и крестьянах.
все они составляли для шляхты единую бесправную и безликую массу быдла, и не было ни в одной стране более жестокого обращения с крестьянами, чем в благородной шляхетской Польше. даже по меркам всеобщей бесчеловечности крепостного права.

здесь, впрочем, надо отметить относительно лояльное отношение шляхты к евреям, которых много было на территории Речи Посполитой. ибо именно они вели, как правило, хозяйственные и финансовые дела благородных воинов, ничего не смыслящих в подобных вещах.
именно они часто были управляющими поместий и напрямую давили на крестьян. отсюда многочисленные еврейские погромы, устраиваемые украинскими казаками, протестующими против жестокой эксплуатации. известий о погромах устраеваемых шляхтичами я не встретила... (хотя здесь я, пожалуй, что-то не дочитала...)

такая вот легкая, несколько анархическая, совершенно несвойственная каким-либо иным государствам Востока или Запада той эпохи атмосфера царила в Речи Посполитой с начала ее образования, и, именно эта анархия усилившись на определенном этапе, и привела к гибели это ни с чем не сравнимое образование.

...В это время, по замечанию одного польского писателя, польские паны занимались следующим: один из них проказничал и наездничал по большим дорогам, или делал набеги на гайдамаков, другой хватал на распутьях незнакомых, привозил к себе и пьянствовал с ними, третий или молился по костёлам, или справлял жидовские «борухи», четвёртый писал книжки или сочинял стихи, пятый искал рассеяния за границей до тех пор, покуда какие-нибудь обстоятельства не призывали его на позабытую им родину...
http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%9E%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B8_%D0%B8_%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%8B_%D0%B8%D0%B7_%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B1%D1%8B%D1%82%D0%B0_%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%B8_(%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87)/%D0%9A%D0%BD%D1%8F%D0%B7%D1%8C_%D0%98%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BC_%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D0%B7%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%BB,_%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%85%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%BD%D0%B6%D0%B8%D0%B9_%D0%9B%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9

в следующем посте я постараюсь более полно обрисовать мировоззрение шляхты, как сословия доминирующего в Речи Посполитой с тем, чтобы объяснить экзотические особенности устройства ее жизни....

начало:

http://ele-n-a.livejournal.com/117086.html

окончание:

http://ele-n-a.livejournal.com/117526.html

Tags: история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments