ele_n_a (ele_n_a) wrote,
ele_n_a
ele_n_a

о сложностях соседской любви...

poscig-za-uciekajacym-komisarzem (1)
красный во всех отношениях комиссар, удирая от польских военных, одновременно, старается их обидеть. картина польского художника.


настигнутая внезапным приступом бессонницы - блуждала я нынче по интернету и, неожиданно для себя, мало-помалу углубилась в бурную эпопею русско-польских отношений.

наглядно, как в комиксах, показана она в картинах польских художников, подборка которых дается по ссылке ниже.

 здесь красноречиво выявлена главная и краткая суть всей длинной истории соседского проживания: или мы лупили поляков - или они нас. как карта ляжет...

правда, в изображении польских живописцев - как можно увидеть ниже - традиция такова, что они нас редко, но неприменно доблестно побеждали, а мы их - часто и гнусно обижали, но не будем заостряться на причинах такого передергивания исторической правды...

любуйтесь:
http://uglich-jj.livejournal.com/69414.html?thread=5141798

особняком стоит произведение крупного польского художника и патриота 19 века Яна Матейко Стефан Батория под Псковом, написанное в 1872 году, когда в очередной раз обиженные соседи компенсировали мечтаниями реальное положение дел.

картина замечательна тем, что все действующие лица изображены именно так, как они виделись в массовом сознании соотечественников художника. и одновременно - это художественное воплощение представления этих самых соотечественников о правильном порядке мироздания.

вот общий вид этого эпохального полотна -- несколько смазанный, т.к. найти вариант с хорошим разрешением не удалось:

gi-2285-9504-big

сидят и стоят гордые победоносные поляки. ползают на коленях - проклятые московиты.
все на своих местах.

лица поляков светлы и назидательны. что немудрено. именно они возвратили вселенной справедливость и  правильное течение дел.

рассмотрим действо подробнее.

первым делом - привлекает внимание сам Стефан Батория. гордо сидящий почти по центру с лицом человека  упоенного самим собой.

1232836240_batory_krol

выражение лица требует отдельного рассмотрения. как по мне - изобразить подобным образом короля и полководца с целью его похвалить можно было только имея крайне ущемленное самолюбие:

1232836296_batory_glowa_krola

далее прилагаю пару прижизненных портретов польского короля, показывающих, что признаков помешательства на почве собственного величия он на самом деле был напрочь лишен:

stefan

ВП_Стефан_Баторий

справа от Батория, в красном, во весь рост стоит канцлер Ян Замойский, никому, кроме самих поляков не интересный. (увеличенного варианта не нашла - говорю же - никому не интересен).

в черном - по центру - иезуит Антонио Поссевино. в свое время рьяно пытавшийся распространить католичество на русских землях. крупного фрагмента с его лицом - тоже не обнаружила. однако выражение лица - вполне иезуитское. рукой он делает некоторое непонятное телодвижение над хлебом, который фигурирует в сюжете. как бы сканируя его на предмет доброкачественности...

на заднем плане среди положительных героев выделяются чистые ликом польский воины, аки ангелы - с крылами за спиной (крылья натуральные - это форма одежды польских рыцарей той эпохи).

1232836304_batory_zolkiewski

на противоположной стороне - на заднем плане виден Псков и  крестный ход, стоящий возле него в напряженном ожидании  решающего слова победителей.

1232836277_batory_procesja

облик  попавшего в кадр псковского воина не отличается энтузиазмом. за его спиной - скачут победоносные польские кони и трубят победоносные польские трубы. работы предстоит много. расслабляться некогда.
крестных ход  на всю эту мишуру в перьях - не реагирует.

на переднем плане - гвоздь всей композиции - стоящая на коленях перед Баторием делегация московитов.

прежде всех, останавливает взгляд фигура стоящего, естественно, на коленях -  с караваем хлеба на драгоценном блюде в вытянутых руках - владыки Киприана. внимательно, прямо, изучающе, и с некоторым любопытством рассматривает он напыщенную физиономию Батория. на фрагменте хорошо виден загадочный жест иезуита (человека в черном).

1232836282_batory_cyprian

 лицо Киприана очень контрастирует с благообразно-назидательным постным лицом стоящего рядом иезуита (жаль - его здесь представить не удалось). художник опять показал своего положительного героя так, что отрицательный рядом намного симпатичнее. что есть неизведанная еще сторона его таланта.

1232836320_batory_glowa_cypriana

рядом - бьет челом еще один посол - в правильной для московитов позе в присутствии каждого ясновельможного пана.

1232836316_batory_olfierew

чуть подалее - царский посланник Григорий Афанасьевич Нащекин тоже готовится пасть ниц, одновременно  нехорошим взглядом на угро-финской физиономии окидывая гордых, надменных, и благородных панов.
взгляд этот весьма характерен для подлых московитов. кланяется он тебе, а чуть зазеваешься  - так и ножиком под ребро сунуть не замедлит. очень верно ухваченный особенный взгляд. недаром художник был один из признаных.

1232836249_batory_naszczokin

знамена ляхов  плещут. русский город дымит. идиллия!

картина была принята передовой общественностью той эпохи на ура. передовая общественность - она традиционно на стороне угнетенных - а поляки тогда в очередной раз очень в обиженном состоянии пребывали.
автор выставил свой шедевр в Париже, и немедленно был принят во Французскую и Берлинскую Академии искусств. что хорошо показывает расклад сил в современной ему Европе).


...а что касается реалий - то изображенный сюжет целиком и полностью плод фантазии патриотического художника, которому очень хотелось бы переписать историю.

долгая и жестокая осада Пскова с 18 августа 1581 по  4 февраля 1582, которая произошла на заключительном этапе Ливонской войны, несмотря на значительно превосходящие силы поляков,  окончилась неудачно для Стефана Батория. и это было его самым крупным и решающим поражением, после которого он был вынужден подписать мир с Иваном Грозным. мир был не на самых лучших для России условиях - но именно стойкость Пскова позволила его во-первых заключить, а во-вторых - спасти от условий еще более невыгодных. оборона Пскова по сей день остается одной из выдающихся и успешных страниц российской военной истории.

Киприан, архиепископ Полоцкий и Великолуцкий,сгинул в польском плену за 2 года до начала осады Пскова. он был схвачен при осаде поляками Полоцка, в обороне которого принимал самое активное участие. дальнейшая его судьба неизвестна.
Нащекин если и встречался с Баторием, то в другое время, в другом месте, по другому поводу, и явно в другой телесной конфигурации...

о чем это я?
о великой силе искусства. чудесно преобразующей нашу действительность...

Tags: история, творческие люди
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments