ele_n_a (ele_n_a) wrote,
ele_n_a
ele_n_a

распря в благородном семействе...

7ph_good
Филипп Добрый (копия с портрета работы Рогира ван дер Вейдена, ок. 1450, Берлинская Картинная Галерея).



начитавшись психологических тестов, вспомнила вдруг, встреченный в Осени средневековья эпизод ссоры Филиппа Доброго, герцога Бургундского с его сыном Карлом Смелым.
о герцоге уже упоминалось в одном из предыдущих постов:
http://ele-n-a.livejournal.com/90187.html

сцена характерна ситуацией, когда, что называется, коса нашла на камень - и знаменательна как непосредственной реакцией герцога на твердое "нет", сказанное сыном, так и длинными последствиями, казалось бы, совершенно не соразмерными изначальному, так сказать, раздражителю.
 Хейзинга заимствовал эту сцену в записях бургундского хрониста Шателлена (на русском языке только в виде отрывков из Осени средневековья)...

итак - действующие лица:

Филипп Добрый, герцог Бургундский - один из самых богатых, просвещенных, утонченных и могущественных правителей своего времени, его период правления - высший расцвет Бургундии, и ее придворной жизни - необыкновенно красивой и пышной.

Hotel-Dieu_Nicolas_Rolin
Филипп Добрый.

его единственный законный сын и наследник Карл (будущий герцог Бургундский Карл Смелый),


Weyden_Karl_der_Kuehne
Карл Смелый.

третья супруга Филиппа и мать Карла - Изабелла Португальская, герцогиня Бургундская, о которой сам герцог говорил: Она самый лучший дипломат, который у меня есть...


72479375_1300893742_21219568_11340387_IsabelleJeune
Изабелла Португальская.

действие происходит в 1457 году.
герцогу 61 год,
герцогине - 60,
сыну - 24.

72479379_1300894023_21258096_buch2392
Герцог Филипп Добрый с единственным законным сыном Карлом (эскиз с портрета Рогира ван дер Вейдена).

...Возникает спор из-за занятия должности придворного молодого графа Шароле. Старый герцог хотел, вопреки данному ранее обещанию, предоставить это место одному дворянину из рода Круа, человеку, которому он покровительствовал. Карл, который не одобрял этого предпочтения, воспротивился.

Тогда в понедельник, в день св. Антония, после мессы, герцог, весьма желая, чтобы в доме его царил мир и не было раздоров между слугами и чтобы сын его также исполнял его волю и делал все к его удовольствию, после того как он уже прочитал большую часть своих обычных молитв и часовня очистилась от народа, подозвал к себе сына и сказал ему мягко:
- Шарль, я желаю, чтобы Вы положили конец спору, в который вступили сир де Сампи и сир де Эмери за место камердинера, и пусть сиру де Сампи достанется это место.

Граф же в ответ:
- Мон-сеньор, однажды Вы отдали мне свое распоряжение, в котором о сире де Сампи не было речи, и посему, монсеньор, я прошу Вас позволить мне его и придерживаться.

- Эй, не лезьте в мои распоряжения, - сказал тогда герцог, - это мое дело возвышать или низводить, и я хочу, чтобы сир де Сампи получил это место.

- Черт возьми! - воскликнул граф (а он всегда бранился подобным образом). -Монсеньор, простите меня, прошу Вас, но я никоим образом сего не могу исполнить, ибо держусь того, что Вы мне уже приказали. Все это заварил сеньор де Круа, как мне теперь ведомо.

- Что, - вскричал герцог, - не повиноваться мне? Не делать того, чего я хочу?

- Монсеньор, я охотно повинуюсь Вам, но сделать сего не могу.

Герцог, услышавши это и будучи вне себя от гнева, воскликнул:
- Мальчишка, ты не желаешь выполнять мою волю? Прочь с моих глаз!
и с таковыми словами кровь отхлынула ему в сердце, он сделался бледен, но вот вновь лицо его вспыхнуло, и тогда вид его стал настолько ужасен, как я слышал от служителя той часовни, который один стоял рядом с герцогом, что видеть его было страшно...


72529862_1300982448_gf6
Филипп и Изабелла - парный портрет.

Взгляд, который герцог бросает на сына, пугает герцогиню до такой степени, что она поспешно и в полном безмолвии, подталкивая сына перед собою, покидает молельню и, спеша прочь из часовни, хочет бежать от гнева своего супруга. Но им приходится несколько раз огибать углы, чтобы достигнуть двери, ведущей наружу, и, кроме того, ключ находится у служителя.

- Карон, открой нам, - говорит герцогиня. Однако тот бросается к ее ногам, умоляя ее вынудить сына просить прощения перед тем, как покинуть часовню. Она обращается с настойчивым увещеванием к Карлу, он же отвечает надменно и громко: Эй, мадам, монсеньор запретил мне появляться ему на глаза, да он и зол на меня, так что, после такого запрета, не только не поспешу я вернуться к нему, но под защитою Господа удалюсь неведомо куда.

Тут опять раздается голос герцога, который не в силах сдвинуться с места от бешенства, - и герцогиня в смертельном страхе взывает к служителю:
- Друг мой, скорей, открой нам, скорей, нам нужно уйти, не то мы погибли...


aee41b58771e073260bd1b6d8d963744
Филипп Добрый. Один из немногих портретов герцога, на котором он изображен не в черном (он пожизненно носил траур по убитому отцу. за смерть которого мстил). Здесь он в костюме Великого Магистра Ордена Золотого Руна, который сам же и учредил. Время было такое - каждый правитель считал своим долгом учредить орден...


Филипп был взбешен, горячая кровь Валуа бросилась ему в голову; возвратившись в свои покои, старый герцог впал в своего рода безумие, свойственное более юному возрасту. Под вечер он, вскочив на коня, один и даже как следует не снарядившись, тайно покидает Брюссель.

...Об эту пору дни были короткие, и уже пали глубокие сумерки, когда государь наш вдруг вскочил на коня и не желал ничего, кроме как очутиться одному средь полей. По воле провидения в сей день, после долгой и жестокой стужи, начало таять, и из-за долгого густого тумана, который стоял весь день, к вечеру пошел мелкий, но весьма докучливый дождь, который напитывал влагою землю и вместе с порывистым ветром рушил ледяные покровы.


PhilippeleBon
Филипп Добрый ( в черном) - часто встречающаяся сцена, в которой он принимает некую книгу - значение сцены мне пока не известно...


Затем следует описание ночных блужданий по полям и лесам. Усталый и голодный, мечется герцог вокруг, никто не отвечает на его крики. Он бросается к реке, принимая ее за дорогу, однако лошадь, испугавшись, вовремя шарахается назад. Герцог падает и больно ушибается обо что-то. Он тщетно прислушивается, не донесется ли до его ушей крик петуха или лай собаки, которые могли бы навести его на жилье. Неожиданно замечает он вдали проблеск света, к которому хочет приблизиться; он теряет его из виду, вновь находит и в конце концов подходит к нему вплотную.

...Но чем более он к нему приближался, тем более казалось это пугающим и страшным, ибо огонь исходил из небольшого холма, чуть ли не из тысячи мест, с густым дымом; и вряд ли в тот час подумать можно было об этом что иное, нежели что это огонь Чистилища, сожигающий чью-то душу, либо злая проделка врага рода человеческого...

Он останавливается. Внезапно он вспоминает, что обычно углежоги жгут уголь глубоко в лесных дебрях. Так оно и было. И никакого жилья, никакой хижины нигде поблизости. Лишь после новых блужданий тявканье пса выводит его к хижине бедняка, где он может отдохнуть и кое-чем подкрепиться.

Когда же герцог наконец возвращается, рыцарю Филиппу По выпадает на долю деликатная задача его успокоить. Искусный придворный находит слова как нельзя более подходящие к случаю: Дня доброго, монсеньор! Что это? Уж не мнится ли Вам, что на сей раз Вы король Артур или мессир Ланселот?


Но герцог не успокоился...

70682097_1297702976_isa_port
Изабелла Португальская. (Копия портрета, написанного Рогиром ван дер Вейденом после 1451-го года. ок. 1500, Paul Getty Museum, Malibu)

Изабелла была вынуждена покинуть двор, дабы избежать гнева Филиппа и просить дофина Франции, который жил при бургундском дворе, уладить конфликт, что ему, в прочем, не удалось. Только через неделю ей удалось в письме уговорить Филиппа простить ее, однако ей позволили вернуться ко двору значительно позже.

philippe_le_bon_bourgogne_chantilly
Филипп Добрый.

Что касается Карла - в другом месте Осени средневековья приводится трогательный рассказ о последствиях - но не имея перед глазами полного оригинального текста - не могу утверждать, что история случилась именно после этой ссоры (отец и сын не всегда находили общий язык):

Юный Карл Смелый, тогда еще граф Шароле, прибыв из Слейса в Горкум, узнает, что герцог, его отец, отобрал у него все его доходы и бенефиции. Граф призывает к себе своих слуг, вплоть до последнего поваренка и в проникновенной речи делится с ними постигшим его несчастьем, выражая свое почтение к поддавшемуся наветам отцу, выказывая заботу о благополучии всей своей челяди и говоря о своей
неизменной любви к ним.
Пусть те, кто располагает средствами к жизни, остаются при нем, ожидая возврата благой фортуны; те же, кто беден, отныне свободны: пусть уходят, но, прослышав, что суровая фортуна готова сменить гнев на милость, пусть возвращаются; и увидите, что места ваши не заняты будут, и я встречу вас с радостью и попекусь о вас, ибо много ради меня претерпели...

- Тогда послышались плач и вопли, и в согласии общем вскричали они: Все мы, все мы, монсеньор, с тобою жить будем, с тобою же и умрем.

Глубоко тронутый, Карл принимает их преданность:
- Живите же и терпите страдания, и я первый страдать буду о вас, только бы вы нужды не познали.

И тогда пришли дворяне и предложили ему все, что имели: один, говоря ему: у меня тысяча, другой - десять тысяч, еще один - прочее и прочее, чтоб отдать тебе и ожидать всего того, что с тобою свершится.


histoire_alexandre
Филипп Добрый - еще один вариант сцены с книгой...


итак - мы видим изумительную иллюстрацию характеров, ведь известно, что ярче всего проявляет человек свои свойства в стрессовом состоянии.
стресс у герцога, как видим, причем сильнейший - вызвали несколько слов родного сына, сказанные поперек. герцогиня вообще молчала - но оказалась в соучастницах. и всего этого хватила на долгий период санкций и жестких мер по отношению к членам собственной семьи. что касается сына - здесь тоже отчетливо виден характер, послуживший истоком прозвищу. зная натуру отца - он не уступил, и не проявил ни малейшего желания сгладить ситуацию.

как видим - даже малейшее сопротивление, даже от родных людей вызывало жесткую и бурную реакцию. можно представить - каково было другим подданным. думается - бесприкословная исполнительность при дворе процветала...

Tags: биография, жизнь, история, рыцари, средние века
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments