ele_n_a (ele_n_a) wrote,
ele_n_a
ele_n_a

хиты средневековой литературы: Клятва павлина.

manta-preux
для иллюстрации используются фрески французского замка 13 века Castello Della Manta, написанные в начале 15 века. 


некий Jacques de Longuyon в 1312 году, вдохновленный прочтением Золотой легенды сел и написал для епископа Льежа  роман в стихах Клятва павлина,  положив основу сразу двум быстро укоренившимся традициям западноевропейского рыцарского средневековья.

Первая - традиция ритуальной рыцарской клятвы на благородной птице (на павлине или фазане). Например - известный нам Филипп Добрый Бургундский дал торжественный обет на фазане в 1454 году, этим языческим ритуалом заявив свою приверженность идее Крестового похода. Клятва на павлине или фазане который для такого случая украшался ожерельями и драгоценностями (последующая судьба птиц, которые, кажется, были живы во время обряда, мне не известна),с легкой руки Jacques de Longuyon, надолго стала у рыцарей самой любимой и торжественной.

здесь - дополняю... нашла описание обряда в книге Ж.Ж.Руа История рыцарства. Нет... птицам спастись не получалось...

...Обет павлина или фазана - самый достоверный. Эти благородные птицы (так их величали) блеском и разнообразием своих перьев прекрасно олицетворяли важность государей и великолепие наряда, в котором они являлись на большие выходы. В назначенный для принесения торжественного обета день,чтобы идти на могущественного врага, или чтобы предпринять войну в защиту религии, или по какому-либо другому законному поводу, дамы или девицы величественно вносили в многочисленное собрание рыцарей павлина или фазана, иногда жареного, но всегда в красивых перьях, на золотом или серебряном блюде; его подносили к каждому и каждый произносил обет над птицей; потом ее подавали на стол и делили между присутствующими.
Нужно было большое искусство - разрезать птицу так, чтобы ее хватило на всех. Дамы или девицы, избрав самого добросовестного в собрании рыцаря, вместе с ним несли птицу к тому, кого считали храбрейшим. Избранный дамами рыцарь ставил перед ним блюдо, разрезал птицу и раздавал ее при нем. Такое почетное предпочтение, оказываемое самому явному мужеству, могло быть принимаемо не иначе, как после продолжительного и скромного сопротивления. Рыцарь, которого признавали за храбрейшего, думал, как казалось всегда, что он меньше всех достоин такой чести...


Вторая - традиция почитания так называемых Девятерых достойных, или храбрых, или героев, или принцев - не важно - суть одна и как бы различно их не называли - всякий понимал   - о ком и почему идет речь.
в поэме выбраны девять  известных воинов прошлого, которые убедительно преподносятся как олицетворение рыцарского идеала.
мысль настолько понравилась современникам, что отныне жизнеописания этих людей были обязательны для изучения каждому, кто собирался принять посвящение в рыцари. их мировоззрение стало  образцом, по которому отныне рыцарь должен был мерять свою жизнь, мысли и поступки.

что знаменательно - состав Героев не был полностью христианским.
три из них были язычниками
три - иудеями.
и только три - христианами.


Три праведных язычника:

Копия (2) manta-preux
1. Гектор (великий герой Трои),
2. Александр Великий ( представитель Греции),
3. Юлий Цезарь ( представитель Рима).


Три честных иудея ( из библейской истории):

Копия (3) manta-preux
1. Иисус Навин,
2. Давид,
3. Иуда Маккавей.


Три добрых христианина:

Копия manta-preux
1. Король Артур,
2. Карл Великий,
3. Годфрид Бульонский.

в рамках своих условий жизни и традиций каждый из этих персонажей истории считался образцом рыцарства.

прежде чем продолжить, сообщу, не останавливаясь на предмете подробнее, что со временем, примерно к началу 15 века, для равновесия, коллектив идеальных рыцарей был дополнен набором не менее идеальных дам:

manta-heroines

сперва это были анонимные амазонки. потом их тоже пытались привязать к конкретным героиням истории и мифологии. состав дамского коллектива менялся и так и не получил четкого единого оформления. но в целом - тоже был популярен.

AN_0005
эти статуи достойных дам с их гербами находятся в замке Пьерфон, недалеко от Парижа; они датируются середине 19-го века

так что общее число достойных со временем равнялось уже 18-ти.

иногда к девяти достойным рыцарям приписывали и десятого - французского рыцаря, коннетабля Франции и выдающегося военачальника периода Столетней войны Бертрана дю Геклена (другой вариант - великий шотландский король Роберт Первый Брюс). соразмерно, к девяти дамам прибавляли десятой Жанну дАрк.

тема была чрезвычайно популярна - героев в разной комплектации изображали и на картинах, и на фресках, и на гобеленах, но больше всего - на игральных картах, как ни кощунственно это звучит...

так вот - вернемся к нашим рыцарям.


Neun_gute_helden_rathaus_koeln
резьба 13 века из мэрии г. Кельна. самый ранний образец их изображения. удивительно ранний, учитывая, что образ был впервые описан в начале 14 века)))

абсолютно все представленные идеалы были воинами. талантливыми и успешными военачальниками. тех из них, кого нельзя было отнести к королям, записали в рыцари - т.е. все были благородного происхождения, все принесли славу своим народам и странам. их пестрый национальный состав говорит о том, что добродетели, которые они проявляли, носили универсальный характер и были актуальны во все времена. их жизни являют примеры невероятных приключений, а так же - борьбу за справедливость и закон.

в период с 14 по 17 века именно эти люди были главными вдохновителями поступков всего европейского рыцарства.

и.. да! саму Клятву павлина найти на русском языке опять не удалось!

Tags: история, рыцари, средние века
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments