ele_n_a (ele_n_a) wrote,
ele_n_a
ele_n_a

хиты средневековой литературы: Золотая легенда.

077

Святая Маргарита обращает на себя внимание римского префекта — сюжет из Золотой легенды, миниатюра из Часослова Этьена Шевалье работы Жана Фуке, Музей Конде.


в конце 13 века, доминиканский монах, архиепископ Генуи, впоследствии причисленный к лику блаженных, скромный и усидчивый Яков Ворагинский (ок. 1230 - 1298), создал сборник жизнеописаний святых, под названием Святые сказания.
написал он его частью по многочисленным доступным ему книгам, ибо был он, как и положено средневековому монаху, человеком образованным, а частью - по известным в то время устным преданиям, и легендам.

книги такого рода были весьма обыкновенны в те времена, но отличались, как правило, несколько нудной назидательностью.
в нашем случае - автор пошел иным путем, смело доказав, что в любом деле важно не только что, но и как.
он выбирал для пересказа наиболее интересные,  и занимательные сюжеты, ничуть не заботясь об их правдоподобности. книга была написана простым, доступным языком, без излишнего морализаторства, и напоминала по стилю серию захватывающих сказок. события иной раз закручивались так лихо, что и сам писатель, греха подальше, делал оговорку: к изложенному не стоит  относиться серьезно.

нельзя сказать, по компановке материала, что автор изначально  предназначал свое произведение для широкого круга читателей - скорее всего он рассчитывал на коллег - священников. но - каждый пишет, как он дышит - и в итоге получилась серия из 180 приключенческих рассказов о жизни самых почитаемых католиками святых. причем сами святые изображались абсолютно совершенными, стоящими выше всего материального, обладающими изумительными добродетелями сверхчеловеками. этакие супермены запросто творящие чудеса. сам Якоб Ворагинский присутствует в своих рассказах - он не стесняясь комментирует весьма непосредственно действия героев, выражая свое личное отношение к происходящему.

успех был оглушителен!
на протяжении всех средних веков эта книга, получившая позже название Золотая легенда, прочно занимала в рейтинге любимой литературы второе место после Библии!

ее прилежно переписывали, пересказывали, дополняли, поколения поклонников. ее сюжеты бесконечно заимствовали в литературе и живописи. она была многократно переведена на все основные европейские языки, а с изобретением книгопечатания - только за первые 50 лет существования печатной литературы выдержала 74 издания на одной лишь латыни! это даже больше, чем сама Библия!
поистине это был хит долгих времен и многих народов. ( кстати, русский перевод отсутствует до сих пор.)

Saint_Bernard

Золотая легенда. Святой Бернард и дьявол, Жан Фуке. дьвол бессовестно дразнит святого...

пример изложения.
(некоторые отрывки на русском с трудом найти можно).

о святой Марфе.

...у реке Рона, в лесной чаще, расположенной между городами Арлем и Авиньоном, обитал некий дракон — наполовину зверь, наполовину рыба, толщиной превосходивший быка, длиной — лошадь. Его зубы походили на лезвие меча, заточенного с двух сторон, и были острыми, словно рога. С каждого бока он был вооружен двойными круглыми щитами. Он прятался в реке и убивал всех, следующих мимо, а корабли топил. Прибыл он из моря Галатского в Азии и был порождением Левиафана, свирепого водяного змея, и животного под названием онагр, что водится в галатской земле и преследователей поражает на расстоянии югера своим жалом или пометом, а все, до чего оное дотрагивается, выжигается, словно от огня. Марфа по просьбам людей отправилась к нему и обнаружила дракона, который поедал человека, в лесной чаще Она окропила его святой водой, осенила крестным знамением и показала ему распятие. Побежденный, он сделался кротким, словно овца, а святая Марфа связала его своим поясом, после чего люди забили его копьями и камнями. Жители называли дракона Тараскон, отсюда и место это стало прозываться Тараскона, а прежде оно называлось Нерлук, то есть Черное Озеро, потому что чаща там была темная и тенистая...


Понтий Пилат в этой книге - злодей, убивающий родных и друзей, в том числе - французского короля(!),
Мария Магдалена - блудница ( что за ней и было закреплено в восприятии последующих поколений христиан), но одновременно - богатая правительница (что не так охотно осталось в памяти),
волхвы, пришедшие на поклонение - само собой - тоже цари ( а теперь вспомните, как их чаще всего изображали в западноевропейской живописи)

 в Евангелиях таких подробностей нет - но это и не важно - зато читается интересно и уж точно героев никогда не забудешь - миссионерская роль этой книги пожалуй только ожидает своего исследования)

Tags: история, религия, святые, средние века, творческие люди
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments