ele_n_a (ele_n_a) wrote,
ele_n_a
ele_n_a

Маркиза де Пискара. Часть вторая.

vittoriab


Не очень разбираясь в тонкостях и сути вопроса, тем не менее не могу не упомянуть религиозную деятельность Виттории Колонна, которая была значима и оказывала большое влияние на умонастроения той эпохи.
Идеи гуманизма, ставящие человека высшей ценностью, получают широчайшее распространение в тот период, и влияние их отпечатывается на всей духовной и культурной жизни высшего европейского общества.
Идеи эти, скажем, не вполне соотносятся с традиционным учением католической церкви. Что приводит их сторонников, поэтов, писателей, интеллектуальную элиту того времени, в поисках пути духовного совершенствования, к мыслям о необходимости реформы католицизма. Ростки протестантизма, столь пышно расцветшие вскоре в Северной Европе, проклевывались и в Италии.

Виттория, собравшая вокруг себя целый кружок мыслителей, была близка, насколько я понимаю, именно к этим идеям.
Она не успела попасть в лапы инквизиции, хотя, благодаря кругу своего общения, имела репутацию лидера реформистского движения Италии, и от некоторых своих знакомых, привлекших внимание инквизиторов, даже вынуждена была откреститься, чтобы спасти себя. В тот период императором Карлом 5 был издан указ, по которому не только еретики, но и все, кто соприкасался с ними, могли поплатиться жизнью и имуществом.  Она лавировала, поддерживая тесные отношения со сторонниками реформ, и в то же время, не участвуя открыто в чем либо, что позволило бы откровенно обвинить ее в ереси.
Ее репутация в тот период была безупречна.

...Папа оказал ей прием, приличествующий царственной особе. Император посещал ее в ее дворце во время своего пребывания в Риме, и если кого-либо не привязывал к ней интерес к реформам в области мысли, то притягательной для него силой были ее красота, любезность и то, что современники просто называли ученостью. Считаться ее другом, почитателем и протеже было гордостью..., пишет исследователь Герман Гримм.

Тем не менее, уже после смерти, она попала на судебный процесс, устроенный инквизицией. Ей в вину были поставлены умонастроения ее друзей - знаменитых сторонников реформ, и ее приверженность к ереси не подвергалась сомнению. Для того, чтобы человека обозначили еретиком, было достаточно указать, что он посещал ее дом. По этой причине обвинения коснулись даже монахинь монастыря, в котором она проживала некоторое время.

55856499_Vittoria_Colonna_exibition

Этот мутный портрет изображает Витторию в монашеском одеянии - уже в конце ее жизни.

Надо сказать, что творчество поэтессы тоже видоизменилось. На смену стихам любовным, посвященным памяти мужа, приходят так называемые, духовные стихи, принесшие ей еще более великую славу.

Любила жизнь бездумно я годами,
Меня пьянила слава, как вино,
Но зря — в беде увидев жизни дно,
К Творцу пришла обратно со слезами.

И помогло. Пишу теперь гвоздями
Его Креста, а не простым пером,
Чернила – Его кровь. Пою я лишь одно:
Горение Христовыми Страстями.

Но вдохновенья нет. Бессильны тут Парнас,
Делос, Кастальский ключ. Ищу
Других холмов, другой воды алкаю.

Но горний мир закрыт для смертных глаз.
Молю! Даруй мне свет. От жажды трепещу.
Один лишь знак, и строчки засверкают!


...Стилистика поэзии Колонны очень сдержанна, ей не свойственны эмоциональные порывы, и как будто отражает образ жизни поэтессы, своей почти аскетичностью поражавший её почитателей..., отмечают исследователи.
Как правило, считается, что её творчество находится в русле стиля Петрарки, но в некоторых произведениях прослеживают также влияние Данте и Савонаролы.
Найти переводы ее произведений на русском языке, помимо уже размещенных - увы, не удалось. Приходится верить профессионалам на слово.)

И, наконец, мы подходим к еще одной - очень важной и знаменитой странице жизни этой женщины - странице, посвященной ее взаимоотношениям с гением той эпохи - Микеланджело Буанаротти.

BiDW6VjIUAATF3A

Трогательная и прекрасная история платонической любви великого итальянца хорошо описана его биографами. Коснусь лишь нескольких моментов.
В жизни не знавшего теплоты и ласки Микеланджело никогда не было другой женщины.
Они познакомились в 1536 году. Виттории было 47, Микеланджело - 61. С этого момента их имена связаны навеки.
Их любовь и дружба продолжались 10 лет - до самой смерти Виттории. Они обменивались стихами, философскими размышлениями. их переписка является редким примером живого обмена мыслей, полных ума, тонкой наблюдательности и иронии...

...Каким бы человеком сделался Микеланджело,— восклицает Гримм, — если бы судьба свела его с Витторией в молодые годы и если бы также и она пошла к нему навстречу, менее истомленная годами и пережитыми событиями! Но когда они встретили друг друга, она ничего не могла ему дать, кроме мягкой дружбы, которой она его успокаивала, а он не мог требовать ничего, кроме того, что она могла дать...

В этом сознается сам Микеланджело в следующем сонете:

Чтобы и в будущем твоя красота пребывала на земле,
но у женщины, которая более тебя благосклонна и менее тебя строга,
природа, полагаю, требует назад твои прелести,
повелевая им постепенно покинуть тебя.

И она их берет.
Твоим небесным личиком украшает она в небе милый образ,
а бог любви заботливо старается вложить в него
исполненное сострадания сердце.

Он берет также и все мои вздохи,
и мои слезы собирает он и отдаст тому,
кто будет любить ее, как я тебя люблю.

И, счастливее меня, он, может быть,
трогает моими мучениями ее сердце,
и она оказывает ему расположение,
в котором мне было отказано.


Вот что пишет Кондиви: ...Особенно велика была любовь, которую он питал к маркизе Пескара, влюбившись в ее божественный дух и получив от нее безумную ответную любовь. До сих пор хранит он множество ее писем, исполненных самого чистого и сладчайшего чувства... Сам он написал для нее множество сонетов, талантливых и исполненных сладостной тоски. Много раз покидала она Витербо и другие места, куда ездила для развлечения или чтобы провести лето, и приезжала в Рим только ради того, чтобы повидать Микеланджело...
Мы можем верить Кондиви. Он выпустил в свет биографию Микеланджело при его жизни; высказывалось предположение, что сам Микеланджело наставлял его в этом труде.

В 20 веке в архивах Ватикана, среди бумаг Микеланджело было найдено 109 посвященных ему сонетов, написанных Витторией. В 2005 они были впервые опубликованы. на русском языке переводов, увы, обнаружить не удалось.
Зато - имеются сонеты Микеланджело, посвященные Виттории. некоторые из них были широко известны уже их современникам. К примеру - его сонет № 60.

И высочайший гений не прибавит
Единой мысли к тем, что мрамор сам
Таит в избытке, — и лишь это нам
Рука, послушная рассудку, явит.

Жду ль радости, тревога ль сердце давит,
Мудрейшая, благая донна, — вам
Обязан всем я, и тяжел мне срам,
Что вас мой дар не так, как должно, славит.

Не власть Любви, не ваша красота,
Иль холодность, иль гнев, иль гнет презрений
В злосчастии моем несут вину, —

Затем, что смерть с пощадою слита
У вас на сердце, — но мой жалкий гений
Извлечь, любя, способен смерть одну.


portrait_of_vittoria_colonna-large

Портрет Виттории, нарисованный рукой Микеланджело.

Другие стихи, посвященные Микеланджело Виттории Колонна.

***
Надеждой истинной способно пламя
Моей любви сиять, ведь если Богу
Внушали б наши чувства лишь тревогу,
То что бы стало с этим миром, с нами?

Не преклоненье ль перед небесами
Моя любовь? В душе твоей так много
Божественности, и к ее истоку
С тобой могу я вознестись мечтами.

Тогда, когда любовь - лишь восхищенье
Изменчивою внешней красотою,
Надежда, что питает сердце, ложна.

Но той нежны надежды проявленья,
Что неизменною сияет чистотою,
И рай постигнуть с нею нам возможно..


***
Та часть меня, что с неба опустилась,
Туда вернуться хочет; часть другая,
Огнем любви пылая,
Принадлежит вся несравненной донне.

На эти разделился
Я части так, что каждая желает
Владеть моей душой воспламененной.
Но если только донна
Изменится ко мне, а, чем владело,

Отвергнет небо, то мой бедный разум
К ней обратиться сразу.
Я стал бы весь ее – душой и телом,

Когда бы разом
Меня изгнало б небо, но добрее
Ко мне бы стала донна и нежнее.


***
Способна красота неудержимый
Огонь зажечь в сердцах. Как камень,
Она порой висит над нами
И гибелью грозит неумолимой.

Когда ж огонь неугасимый
В пространстве малом заключают,
Он в известь превращает камень плотный,
И растворит ее вода мгновенно.

Во мне огонь такой пылает,
Рожденный несравненной донной.
Он сердце сжег мое, благословенный.

Но если слезы непременно
Его погубят, бывшее столь твердым,
То лучше стать ничем, чем полу-мертвым.


***
В тебе ключи мне, донна,
Явило небо к счастью,
Хоть стар я, дряхл, но страстью
Я полон, и, тобой преображенный,
Обрел покой исконный.

Любовь владеет ими
И красоту твою мне открывает.
Я, ею защищенный
От зла, огнем палимый
Святым, божественное обретаю.

Так, благом одаряет
Она меня и дух возносит выше:
Ведь тот живет лишь, кто любовью дышит.


***
О, почему во мне так поздно эта
Зажглась любовь надеждою безгрешной,
Что к небесам возносит безмятежным
Меня, хоть сам я недостоин света?

Редки путь, но желаннее рассвета
С тобою встречи мне, ведь неизбежно,
Что редко, то и больше мы, конечно,
Душою ценим: тем она согрета.

Я без тебя окутан тьмой ночною,
И скован, словно льдом, но в сердце – пламя,
Когда приходит день - твое сиянье.


***
Хотя божественность твой лик прекрасный
Являет, донна, миру, все ж не ею,
А красотой твоею
Любуюсь я, тем душу окрыляя.

И мне лишь то опасно,
Что от тебя меня вдруг отдаляет.
Я время разделяю:
Для глаз сияют дни, для сердца – ночи.

И к вечному я не стремлюсь мечтами,
Себе не позволяя
Закрыть на миг хоть очи.

И потому не вознесется пламя
Любви над небесами
Без помощи, ведь учимся не сразу
Любить мы то, незримо что для глаза.


Микеланджело создал ряд рисунков и картин под влиянием и по заказу Виттории. Некоторые из них - не сохранились. Относительно точности происхождения других - уверенности нет.

Известен случай, когда Микеланджело послал ей  набросок, изображавший распятие. Виттория должна была одобрить его и отослать назад, после чего художник взялся бы за работу. Набросок, однако, ей до того понравился, что она решила оставить его у себя во что бы то ни стало. Вот что она ему писала по этому поводу:
...Несравненный художник Микеланджело и единственный друг! Я получила ваше письмо и видела распятие — произведение, которое в моей памяти поистине пригвоздило к кресту все известные мне другие изображения. Ничего не может быть более живого, более совершенного, чем это изображение Христа, с такой непостижимой Нежностью и удивительной силой оно изготовлено. Но вот что: если оно сделано чьей-либо другой рукой, а не вашей, то я не хочу, Чтобы кто-либо другой его выполнил. Известите меня, действительно ли это нарисовано кем-либо другим или вами, простите мне эту просьбу. Если вами, то вы должны во что оы то ни стало оставить его для меня; но если не вами и вы хотите поручить его какому-либо работнику, то нам необходимо предварительно поговорить об этом, так как мне известно, как трудно будет так работать вторично по такому рисунку. Мне бы лучше хотелось, чтобы тот, кто это написал, сделал мне что-нибудь новое, другое. Но если набросок принадлежит вам, тогда простите, если я его не возвращу. Я рассматривала его при свете, под стеклом и в зеркале. Ничего более совершенного я никогда не видела. Преданная вам маркиза Пескаро...

020raspjatb

...Из любви к Виттории Микеланджело нарисовал также распятого Иисуса Христа, при этом не мертвым, как его обычно изображают, а живым. Обратив лицо к небесному отцу своему, Христос взывает: «Эли! Эли!»

В отличие от обычных изображений, где тело распятого Христа представлено безвольно обмякшим, у Микеланджело оно корчится в предсмертных муках...
Кондиви.



020voskresb1

Вероятно, два великолепных рисунка «Воскресения», находящиеся в Лувре и в Британском музее также были созданы под влиянием Виттории. На том рисунке, что в Лувре, Христос, сложенный как Геркулес, в гневе отбросил тяжелую надгробную плиту; одна нога его еще в могиле, а сам он, подняв голову и воздев руки, в страстном порыве устремляется к небу, чем-то напоминая одного из луврских «Пленников». Вернуться к Богу! Уйти из этого мира, от этих людей, ползающих у его ног, поверженных в тупом страхе. Он даже не глядит на них. Наконец-то, наконец он вырвется из жизненного плена...

020pietacolb

...По ее просьбе, Микеланджело нарисовал обнаженного Иисуса: безжизненное тело, кажется, вот-вот рухнет к ногам Пресвятой Матери, но два ангела подхватывают его.Мадонна сидит у подножия креста, залитое слезами лицо ее выражает невыносимое страдание, распростертые руки воздеты к небу.На деревянном кресте надпись: «Non vi si pensa quanto sangue costa» - «Не думают, какою куплен кровью» цитата Божественной комедии (Рай), Данте.... Кондиви.

Предчувствуя смерть, Виттория приказала перенести себя из монастыря во дворец своей двоюродной сестры Джулии, в Риме. Она умерла 15 февраля 1547 года в присутствии Микеланджело.

Кондиви пишет: ...А он, со своей стороны, любил ее так, что, как он мне говорил, его огорчает одно: когда он пришел посмотреть на нее, уже неживую, то поцеловал только ее руку, а не в лоб или в лицо. Из-за этой смерти он долгое время оставался растерянным и как бы обезумевшим...


1354183563-0580594-www.nevsepic.com.ua

Свою печаль Микеланджело выразил в прекрасных стихах...

***
Когда ты, к которой стремятся мои желания, удалилась,
природа, никогда не создававшая ничего более прекрасного, была пристыжена.
Кто тебя видел, проливал слезы.
Где ты теперь пребываешь?

О, как неожиданно погибли безнадежные мечты!
Теперь у земли твое чистое тело, у неба твои святые мысли.

Смерть была твоим жребием,
потому что только в смерти может к нам нисходить божественное.
Однако смерть уничтожила только то, что смертно!

Ты живешь.
Слава твоя блестит в ярком свете
и всегда будет тебя показывать в твоих делах и стихотворениях.


***
Вблизи огня горел я, не сгорая,
Теперь, когда потушен он, другое
Меня объяло пламя, и золою
Становится душа моя живая.

Когда сиял огонь тот, не страдая,
Свое носил я бремя роковое,
Я видел путь к душевному покою
И не боялся, смерти ожидая.

Но небеса всего меня лишили,
Забрав огонь, а с ним – мое спасенье.
И вот, как уголь, медленно я тлею.

И если новой не наполнит силой
Меня любовь, то ветра дуновенье
Золу души сгоревшей всю развеет.

***
Во времени назад вернуться мне бы,
Когда не так горело страсти пламя.
Вновь дивный лик увидеть мне очами
Позволь! Но нет: ее забрало небо.

Хоть сам уже я старый и нелепый,
Стремлюсь все к ней усталыми мечтами.
Наполни же ты грудь мою слезами,
Коль слезы для тебя – замена хлеба.

Но если верно, что живешь, питаясь
Слезами, ты, Любовь, младых влюбленных,
Не будут ли мои казаться сажей?

Душе моей, что смерти ждет, смиряясь,
Защитой стань от стрел твоих зажженных:
Коль лес сгорел, огонь ему не страшен.



A0011c

На сегодняшний день стихотворное наследие Виттории включает 390 стихов:
141 Rimi amorose - любовные стихи, (по большей части написаны между 1526 и началом 1530-х годов)
217 Rimi spirituali - духовные стихи, (1530—1540-е годы)
32 эпистолярных стихов
кроме этого - 109 сонетов, найденных недавно и посвященных Микеланджело,
проза ее известна 3 письмами кузену, 1 письмом Бернардино Окино, ее другу, и размышлением о молитве Аве Мария...

barcelona_colonna


Источники.

1. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%EB%EE%ED%ED%E0,_%C2%E8%F2%F2%EE%F0%E8%FF

2. http://www.peoples.ru/state/statesmen/vittoria_colonna/

3. http://www.laidinen.ru/women.php?part=942&letter=%D0%9A&code=3655

4. http://paleshin.livejournal.com/11747.html
(авторские переводы сонетов Микеланджело)

5. http://womantory.livejournal.com/133654.html

6. http://clubs.ya.ru/4611686018427432697/replies.xml?item_no=50744

7. http://www.mikelangelo.ru/txt/20smvitt.shtml

8. http://bande-nere.livejournal.com/7714.html

Tags: биография, возрождение, история, портреты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments