ele_n_a (ele_n_a) wrote,
ele_n_a
ele_n_a

20.11.13. День шестой. Второй визит в Демкино.

белые горы 563


Благополучно вернувшись на твердую землю - повторно я в читальный зал пришла - и тут уж, наконец, встретилась с закончившей обучение Надеждой.
В разговоре выяснилось, что она  родом из Демкино, чистокровная мордовка.
Оказалось, что хвалынская мордва от демкинской отличается. В Хвалынске живут мокша, в Демкино - эрзя, и даже языка друг друга они не понимают. Из разных мест сюда заселились...

белые горы 528

белые горы 530

Посидев в ближайшем кафе, поговорив, и уточнив некоторые данные, решила я снова еще раз в Демкино поехать, чтобы новым, вооруженным знаниями взглядом на родные места посмотреть. Сперва  же запланировала Надежду до Апалихи  подвести, благо - всего 7 км. между селами...
Призван был еще раз многоопытный Николай, и, все вместе, тронулись мы в путь, но уже - под сопутствующие рассказы Надежды Тимофеевны. Оказалось, что по многоуровневой системе родства - она и бабе Клаве родственница, регулярно в доме престарелых ее навещает. Правда - не всегда та уже своих узнает...

По дороге - решила Надежда  со мной в Демкино проехать, чтобы осмысленную экскурсию провести. Так и сделали.
И вот, еще одну рекомендованную всеми бабушку - старожила, с мордовской стороны, было решено совместно посетить, т.к. знает она много, память, в 86 лет отличная, характер живой - и, в общем, не исключено, что и мою родню припомнит ...
Надо сказать, что в прошлый визит мы заветный зеленый дом с Николаем уже искали, но - при простых, в общем-то объяснениях и прямой улице - найти его не смогли. Здесь же выяснилось, что улица как-то прерывается, уходит вбок чуть ли не козьими тропами, а за полем - опять село! Там-то и проживает Татьяна Сидоровна, которая помнит все.

Здесь, надо заметить - кто такие староверы, Надежда не знает. Только сообщила, что так, как в Апалихе - по домам собираясь, в Демкино никогда не молились.
Однако же все религиозные служебные нужды справляли знающие старики:
в разное время -
Сергей Балухин,
Иван Зотов (уличная фамилия - Шереметь),
Егор Зиновьевич Живагин.
А ныне и давно это функцию как раз Татьяна Сидоровна выполняет.

Читают все по старым книгам, и по рукописным тетрадям.
Татьяна Сидоровна - родом из Апалихи - но росла и жила в Демкино, так что за местную уже считается)

И вот - показался зеленый шатровый дом. Входим в незапертую калитку, за которой разрывается сидящая на привязи старая мельчайшая собаченка, проходим мимо красивых пестрых кур, и поднявшись по крутому деревянному крыльцу   - входим внутрь, громкими приветствиями предупреждая хозяйку о своем вторжении.

белые горы 560

белые горы 561

белые горы 563

белые горы 565

Татьяна Бузаева (в Демкино, заметила - не принято называть людей баба Таня, или Татьяна Сидоровна - а именно говорят полное имя и фамилию, когда о ком-то речь ведут. Ни разу не слышала уменьшительные вариантов имен - Валя, Таня, Ваня... Только Валентина, Татьяна, Иван - даже если между собой близких знакомых или родственников вспоминают. И всегда - с фамилией...), так вот - Татьяна Бузаева нас как будто ждала.
Дом у нее был старый, но крепкий. Комнат - 2, и кухня, а еще небольшие сенцы.
Это был первый и единственный демкинский традиционный дом, в котором я побывала, так что - попросилась его рассмотреть).
Дом газифицирован. Плита на кухне - обычная, газовая, но - есть следы разобранной русской печки.
Отапливается помещение тоже газом - такая толстая труба в углу проходит - называется голландка.
Комнаты - сквозные - из кухни проход в первую, из первой - во вторую.
Первая комната - типа гостиной или столовой. Диванчик, столик и платяной старинный шкаф.
Вторая - более парадного вида - с красиво, по-старинному заправленными кроватями, иконостасом в углу, прикрытом накрахмаленными занавесочками.
Стулья -в чехлах, занавеси, скатерть - все ручной работы, воздушное и кружевное.
Чистота везде - хирургическая. Вторая комната по всей видимости - для гостей, в ней не живут.

белые горы 574

белые горы 576

белые горы 577

белые горы 578

В этом месте лирическое отступление - специально для тех, кто на ус намотал - бабушка, иконы, дверь не закрывается...
Икона иконе рознь.
Как уже в ином  месте мною упомянуто было - в прежние времена - кто только на досуге их не писал - и не факт что человек этот вообще рисовать умел...И городничии, и дворники, и крестьяне - иконописанием свой досуг облагораживали - времена были такие... Так вот - в Демкино - богатых людей с изысканными вкусами отродясь не наблюдалось. Барина, как помним - не было - стало быть, при разграблении барского дома дорогие иконы и прочее имущество, как это часто бывало в смутные времена, в крестьянские дома не перекочевало. Церкви были - без икон - только с росписями, и относительно новые - середины 19 века.
Т.е. это я к тому подвожу, что если на иконы с точки зрения рыночной стоимости смотреть - нет в Демкино старых ценных икон - и взяться им неоткуда. Те, что имеются - именно под бюджет и простые вкусы местных жителей ориентированы были.
Это - иконы массового простого производства - никакой художественной ценности не представляющие.
Говорю это как человек, в предмете хорошо разбирающийся, и с полной ответственностью.

Тем не менее, поскольку села вокруг старообрядческие, а рукописанные иконы у староверов только одни и признавались - соблазн для прохиндеев был велик - и много в Демкино икон похищено было. Приходили люди, представлялись электриками - а счетчики в избах - аккурат рядом с иконостасами расположены. Вот ковырялся там человек, исчезал потом, а хозяева обнаруживали, что и иконы старые пропадали... Грех  - есть, а прибыли - никакой. По уже вышеуказанным причинам. Не каждая старая икона стоит дорого, да и вообще чего-то стоит.
Еще раз для особо одаренных повторяю.

Ценность этих икон, для тех. кто в это верит - в так называемой намоленности.
Чем старше икона - тем дольше перед ней молились, что логично. Тем больше энергии молитвенной она впитала, тем она сильнее. Официальная церковь такого определения не признает, считая его околоязыческим, но в народе установка утверждена прочно.
Только нельзя такую икону воровством приобретать. И купить нельзя. Надо - чтоб подарили.
А это - сложно, ибо ни один верующий человек просто так с иконой не расстанется. Говорят, несколько лет назад приезжал в Демкино какой-то очень богатый мужчина - в ногах у бабушек валялся - просил намоленую икону за любые деньги купить.  Никто на такой поступок не решился.

В селе же, из всех икон в семье, наиболее ценятся так называемые Благословенные - те, которыми родители детей на брак благословляют. И не обязательно такая икона старая или рукописная. У Татьяны Бузаевой и она в углу стояла - в густо украшенном цветами из фольги киоте. Потемневшая от времени литография, с изображением Богородицы...

белые горы 566

белые горы 567

белые горы 569

белые горы 570

белые горы 571

белые горы 572

белые горы 573

С Татьяной Сидоровной разговаривали долго... Бабушка оказалась характера живого, открытого, с юмором. Помнила она те времена, когда село цветущим и заселенным было. А сейчас, говорит, беру старые фотографии вечерами, рассматриваю... так много на них людей - а все умерли...

Показала она мне и тетрадочки свои с псалмами и молитвами. Переписанные вручную, аккуратными печатными буквами - очень красивым почерком. Это она сама писала со старых книг, которые уж и не сохранились, за ветхостью.

Про родственников моих, увы, и здесь, дальше Клавдии, знаний не было... Только подтвердила, что родов с такой фамилией было в деревне несколько, и друг другу были они чужие... (После Николай в этом усомнился - уж не такое большое село, а бывает - и родные братья отношения рвут и общаться прекращают навеки - что не означает между ними отсутствия кровного родства. Да, признаться, и я такой случай знаю - по семье маминого отчима. Мать его с родным братом всю жизнь в соседних квартирах прожили - а никогда и не здоровались. Было за братом предательство в стародавние времена, забвению не поддававшееся. Всякое в жизни случается...)

А на прощание - подарила мне Татьяна Бузаева икону из своего иконостаса. Старую и намоленную. Ту, перед которой и сама она часто молилась. Николая Угодника. Икона - краснушка. Конца 19 - начала 20 веков.
И нет цены в моих глазах у той иконы, ибо и старая она, и рукописная, и намоленная, и, главное - из родного села, и подарок от бабушки светлой и очень верующей.


Tags: Баламожнова Надежда Тимофеевна, Демкино, автобиографическое, история, мои фото, наша семья, путешествие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments