ele_n_a (ele_n_a) wrote,
ele_n_a
ele_n_a

19.11.13. День пятый. История деревни Демкино.Статистика. Условия проживания.Занятия населения.


1885 год.
В селе проживало 2800 человек.
1392 - мужчин, 1408 женщин.
Всего хозяйств было 446, работников - 687, полуработников - 122, работниц - 704.
Рабочих лошадей - 736, коров - 354, дворов без рабочего скота - 72, не имеющих никакого скота - 43.
14 хозяйств нанимали работников. Было 16 батраков, дворов без пахотных орудий - 115, плугов - 210, сох - 1822, транспортных средств (телеги, сани) - 983.
Высок был по тем временам уровень грамотности. Число семей с грамотными и учащимися - 278, т.е. больше половины.

1911 год. (из статистического сборника Списки населенных мест Саратовской губернии, Хвалынский уезд)
Крестьяне - бывшие государственные (в сборнике удивило то, что у каждого села было указано - каким помещикам ранее принадлежали крестьяне данного села, хотя с отмены крепостного права прошло полвека)
Народность: мордва и великорусская.
Хозяйств 526, мужчин - 2015, женщин - 2018. Всего населения - 4033 человека.

1919 год.
Население - 3444 человека, из них мордва - 2412.

Село было длинное и немалое. Дома, как еще помнят старики, стояли рядом друг с другом. Для матери было горем, если дочку отдавали замуж с Верхнего конца в Нижний (или наоборот) - это казалось очень далеко...

Село расположено - среди гор. Земля здесь - очень плодородная.
Окружающие село леса были богаты грибами. В урожайный год их привозили возами и солили кадушками. Ценились грузди, рыжики. Остальные считались несъедобными. В долинах было много земляники. К началу 20 века село утопало в садах: яблони, вишни, слива, груша росли здесь. Многие держали пчел.
В селе была кузница, сапожная мастерская, механическая мельница.
На жизнь люди зарабатывали кто как умел: кто имел крупорушку, кто валял валенки, кто плел лапти. Были гончары, бондари, жестянщики, плотники, столяры, выдельщики шкур.
Мастерство передавалось по наследству.
Сейчас в некоторые дома протянут газ. Традиционно же здесь топили специально, по особой технологии приготовляемыми дровами из кизяка.
Поскольку сегодня такого количества коров в селе уже нет - те, кому еще не досталось газа - топят дровами из ближних лесов...

В селе особенно широко праздновали Масленицу и Пасху.

На Масленицу устраивали катание на лошадях, которых украшали лентами и колокольчиками. Упряжи соединялись в единое непрерывное кольцо. В центре села было 2 моста через речку, стоящих друг от друга почти на 1 км. И вот двигалась двухкилометровая непрерывная цепь упряжек по кругу, с песнями, игрой на гармошках, звоном колокольчиков...

Пасха в селе - это красивое убранство 2-х церквей, звон двух колоколов, дети, обегающие дома...

В настоящее время - как сообщили мне старожилы - в село отмечается только Родительская, перед Троицей. В этот день в Демкино приезжают все, кто здесь родился, и живет в других елах - накрываются столы, посещаются кладбища. В основном - это уже только старики...

По характеру жители Демкино, отличались от соседних, чисто староверческих сел добротой, открытостью, честностью. Здесь никогда не закрывались дома - замков вообще не было. Если хозяева отсутствовали - в ворота вставлялась щепка (обычай сохранился и сегодня).

Знали местные женщины особые слова. Как хорошее могли пожелать - так и плохое. Проклинали, по преданию так, что костей не соберешь, и в самых страшных случаях - не только обидчика - но и детей его. И действовало то проклятие, чему все  село свидетелем потом было, ибо память о таких случаях долго жила... Но редко последнее применялось  - ибо не было обратного хода у тех слов и никто их действия снять не мог - даже и сам произнесший.
Узнав это - вспомнила я и слова, мне бабой Клавой на прощание сказанные - как гвоздем меня к месту прибившие - дай Бог, чтобы они сбылись - так и моей бабушки и ее сестер способности, а от части и свои собственные, саму иногда удивляющие...

Фамилии у жителей сел были и есть (но не у всех  - наши однофамильцы или родственники, к примеру - исключение) - как официальные, так и уличные. Уличные передаются членам одной семьи десятилетиями, и неизменны - в отличие от официальных Это - к слову - не прозвища - а именно фамилии, и их происхождения, как и времени появления самого обычая сейчас уже никто не помнит...

Издавна, как сообщили мне старожилы, всех жителей Демкино в соседних селах называли мордва, а, к примеру - демкинцы жителей Апалихи именовали кулугуры - по типу староверов, которые в Апалихе обитали...

На начало 20 века в селе было 2 школы - церковно-приходская и земская. Земская - построена в 1913 году (на моих фото), и стоит до сих пор.. В церковно-приходской был клуб, а сейчас -- жилой дом.
В селе была пожарка с большим колоколом на колокольне. Пожарные команды приезжали из Алексеевки и Богородского.
В зимний буран звонили, чтобы те, кто заблудились - нашли дорогу домой.

В войну с Японией и 1- мировую - из села были демобилизованные (список раненых и убитых селян, найден мною в Царкосельских списках нижних чинов, раненых, убитых, и пропавших без вести в 1-ю мировую войну 1914-1918 гг. по Саратовской губернии - подготовлено к публикации Наумовой Еленой).

Гражданская война тоже прошлась по селу. Здесь я переписывать подробности из тетрадочки не стала, скажу только, что село несколько раз переходило из рук в руки, много было убитых, пленных обе стороны расстреливали - всех хоронили на тех самых двух маленьких сельских кладбищах, так что земля их - много чего помнит и хранит...

Tags: Баламожнова Надежда Тимофеевна, Демкино, автобиографическое, история, наша семья, путешествие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments