ele_n_a (ele_n_a) wrote,
ele_n_a
ele_n_a

17.11.13. День третий. Хвалынский краеведческий музей.

белые горы 285


И вот, покинув гостеприимные стены Картинной галереи, узрела я, наконец, не свойственные общему городскому хвалынскому пейзажу стройные кипарисы, обрамляющие светлый старинный особняк.
Это было то самое здание Краеведческого музея, в которое непременно попасть, я с утра запланировала.

Хвалынский краеведческий музей - это один из старейших музеев в Саратовской области. Он создан в 1919 году на основе частной коллекции археолога, орнитолога и краеведа Михаила Алексеевича Радищева, правнука писателя А.Н. Радищева. Экспозиция музея размещается в 2 зданиях. Одно из них представляет собой двухэтажный кирпичный особняк Михайловых-Радищевых, построенный в стиле провинциального классицизма в начале XIX века по проекту Андрея Воронихина. Здесь находится отдел истории края, отражающий историю края от первобытно общинного строя до 1917 года.
Отдел природы края находится в новом здании и удивляет красочными диорамами, воссоздающими сцены из животного мира и виды окрестностей города. Представлена богатая, более 200 единиц, коллекция чучел местных птиц и животных. Почти все экспонаты этой коллекции были создана в московской таксидермической мастерской Ф.К. Лоренца в 1890-1910-х годах по заказу самого М.А. Радищева. Кроме этого, в отделе природы можно увидеть чучела экзотических для Хвалынского края птиц Центральной Азии и коллекцию морских раковин и кораллов. Также отдел располагает палеонтологической, ботанической, этнографической и другими коллекциями, собранием старообрядческих икон и старопечатных книг XVII - XIX веков, переданных из Черемшанских монастырей.


Воскресный день - для музея рабочий. Посетителей кроме меня - не было. Свои  - уже все посмотрели, а для приезжих - не сезон.
Подойдя к дежурной я вкратце описала свою цель - архивы, освящающие историю села Демкино и его обитателей. Вызванная научная сотрудник музея Ольга Владимировна - внимательно выслушала, и тут же в работу включилась...
Выяснилось, что с архивами не все просто.
Если архивы Демкино в свое время были переброшены в Хвалынск - то нет их.
Нет -  как и прочих Хвалынских архивов до 17-го года.
Отголоски старых событий до сих пор дают себя знать...
В годы гражданской войны орудовала в этих местах банда Попова-Вакулина. И все старые архивы, что в городе хранились были ею в 1921 году не то сожжены, не то - похищены и вывезены в неизвестном направлении... Нет с тех пор никаких документальных свидетельств об истории города - одни воспоминания и остались.

Пробовали что-то определить по тем сведениям, которые именно в нашей семье сохранились...
- как фамилия прадеда? - спросили научные сотрудники.
- такая-то.
- татарин. Хором научные сотрудники ответили - у нас в Хвалынске татары с такой фамилией живут...
- а имя какое было?
- ответила...
- старовер. Убежденно опять хором сотрудники сообщили. Строго по святцам - так только староверы детей называли.
- а кладбище на котором похоронены однофамильцы или родственники - русское - сообщила я.
- загадка! Хором сотрудники заинтересовались...

А знаете что, - сказала Ольга Владимировна - где-то у меня в тетрадочках о Демкино записи были... Вы тут пока экспозицию посмотрите - а я в соседнее здание схожу - поищу...
А еще - во вторник у нас выйдет Татьяна Ефимовна - она по местным селам большой специалист - к ней подойти можно...
И решила я - и во вторник подойти, и тетрадочку дождаться, и экспозицию осмотреть.
С последнего и начала...

Музейная коллекция в очень усеченном варианте давала представление о богатом археологическом наследии этих мест:

белые горы 298

белые горы 299

белые горы 300

белые горы 301

белые горы 302

белые горы 303

белые горы 304

 Об истории заселения края, и народах, нашедших здесь свою родину...

белые горы 292

белые горы 295

белые горы 296

белые горы 293

белые горы 294

белые горы 297

... О предреволюционном быте разных слоев хвалынского общества...

белые горы 250
(Уникальный действующий керамический самовар начала 20 века)

белые горы 290

Дореволюционная карта Хвалынского уезда (копия) - с выделенным мною участком, на котором обозначена деревня Демкино - как селение с церковью и земской школой, судя по условным обозначениям...

белые горы 289

Детали быта простого народа - усредненный вариант))

белые горы 281

белые горы 283

белые горы 284

белые горы 285

белые горы 286

белые горы 287

белые горы 288

белые горы 291

Но наибольший интерес у меня вызвали стенды с иконами и книгами, которые попали в музей из ликвидированных в первые годы советской власти знаменитых старообрядческих Черемшанских скитов...

белые горы 282

Копия белые горы 278

белые горы 279
Преподобный Серапион Черемшанский.

"Человек, основавший на Черемшане монастырь, был поистине удивительный, святой, -сообщает в своей книге молодой саратовский историк Алексей Наумов. - Даже епархиальные миссионеры отзывались о нем, как о «сосуде избранном»".

Родился отец Серапион (в миру Симеон Игнатьевич Абачин) в 1823 году в семье старообрядцев Древлеправославной Церкви Христовой в Саратове (по другим данным -в селе Большое Мурашкино Нижегородской губернии, а потом семья переехала в Саратов). В 18-летнем возрасте по ревности Божией он оставил родительский дом и отправился странствовать по монастырям. Посетил старообрядцев, живших в Турции, Австрии. Румынии, где в Славском монастыре принял иночество, и в других отдаленных местах.  В 1861 инок Серапион возвратился в Россию вместе с епископом Виссарионом, иноками Макарием, Киприаном, Иосифом, Дионисием и Варсонофием, поселившись близ Хвалынска, при ключе Черемшане. Епископ Варсонофий позже «уехал в Турцию на пароходе», а инок Серапион основал монастырь в саду старообрядческой подвижницы Феклы Толстиковой (во иночестве - Фелицаты).  Рядом, за горой, уже до того существовала обитель инокини Повольги, вышедшей из Иргизских монастырей после их разгрома. В обители м. Повольги в скрывался и благочестивый епископ саратовский Афанасий, где для него было сделано под садовой беседкой тайное подземелье (в обители сей он и преставился в 1865 году, так и не найденный полицией).

Инок Серапион был рукоположен епископом Афанасием в иерейский сан, имел тайную походную церковь, в которой  служил литургии. Церковь была расположена во флигеле в середине сада Толстиковой. Иноки во главе с о. Серапионом официально считались работниками мельницы и садовниками хозяйки.

5 сентября 1865 г. во время воскресной службы произошло внезапное вторжение в церковь полицейских во главе с неким чиновником Виноградовым, которые арестовали священноинока Серапиона и иноков Киприана, Иосифа, Дионисия, Варсонофия и Макария. Потом была арестована и сама Ф.Толстикова. Были конфискованы походная церковь с различной утварью, книги, иконы. Около года томились в тюрьме исповедники без всякого судебного разбирательства. Позже, 21 июня 1868 года, состоялось решение суда: Толстикову подвергнуть заключению на 8 месяцев, флигель сломать, каждого из иноков подвергнуть штрафу в 50 рублей. Предполагалось также позорное телесное наказание - публичное биение кнутом, но по «Высочайшему манифесту» оно было отменено в последний момент перед исполнением.Судебное дело длилось, со всеми апелляциями, почти 8 лет и закончилось решением Сената от 26 апреля 1873 года, по которому Ф.Толстикова и все иноки были оправданы.

В мае 1871 года о. Серапион возвратился на Черемшан и восстановил там иноческую обитель. Туда потянулись с разных сторон иноки и бельцы. Астраханский купец Архип Дмитриевич Вехов приобрел у купца Куранова за 5000 рублей земельный участок с садом, находившийся рядом с обителью, и передал его о.Серапиону под устройство монастыря. Обитель была перенесена туда, выше к горам, и с тех пор стала называться «Верхним Черемшаном». Вскоре монастырю был также передан и сад И.Д.Пономарева. В этих садах были построена двухэтажная моленная и корпуса для иноков. Игуменом братия избрала о.Серапиона.
В 1881 г. святителями-исповедниками Аркадием Славским, Кононом Новозыбковским и Геннадием Пермским, только что выпущенными из тюрьмы Суздальского монастыря, в сослужении с епископами Саратовским Амвросием и Казанским Пафнутием был освящен соборный двухэтажный кирпичный храм с двумя престолами: на верхнем этаже - в честь Успения Пресвятыя Богородицы, а на нижнем - в честь Честнаго и славнаго Ея Покрова.
Собор был обильно украшен древними и новыми иконами, в том числе и спасенными с разоренного Иргиза. Церковь имела купол и крест, но под давлением официальных властей их пришлось снять с неё. В церкви ежедневно совершался суточный круг богослужения. Утреня начиналась в четыре часа утра, затем шли кряду часы и Литургия. К вечерне братия собиралась в четыре часа дня. Прочее время монахи проводили в молитвах, труде и изучении Божественных книг.

Отец Серапион был для всех примером трудолюбия и усердия. Он нес великий подвиг, ежедневно совершая Божественную Литургию, неустанно занимаясь монастырскими делами, каждый день принимая многочисленных посетителей и просителей, посещая больных братий. Никто не видел, когда он отдыхал от трудов своих. Тяжелыми веригами, весом не менее 2 килограммов, тайно изнурял преподобный свое тело.
Был о. Серапион щедрым на милостыню, и ежедневно десятки нищих ожидали его выхода из церкви. Он никогда никому не отказывал в помощи,  несмотря на сетования казначея обители, которому неизменно отвечал: «Бог с ним, ему нужно, а когда нам потребуется - Бог пошлет».

По свидетельству современников, братия относились к о. Серапиону с великой любовью и уважением: каждый старался предупредить его малейшее желание, и делалось это не из страха наказания, но единственно из любви к настоятелю… Уважало игумена и местное начальство, нередко можно было видеть исправника или пристава, беседующего с о. Серапионом.

Есть описание облика о.Серапиона, сделанное современником: «Батюшка Серапион, старик лет шестидесяти, страшно близорук, высок ростом и очень худощав. Серебристые волосы головы и бороды окаймляли продолговатое наивной юности лицо; мало продолговатый лоб выступал из глубоко впавших щек; под густыми бровями грустно и величественно глядели подернутые еле заметными пленочками глаза; полугреческий нос, маленькие усики и рот добродушно привлекали и вызывали симпатию у каждого, раз взглянувшего на него человека. Всегда мягкая врожденная улыбка и веселость располагала всех и открывала душу каждого, хотя бы и злостного человека и врага…Только перед одним лицом его все таяли, смягчались и развлекались и каялись, не говоря уже о духовном богатстве этого единственного во всем старообрядчестве бывшего игумена» (цит. по: 1, с.54).

В 1893 году черемшанский настоятель был возведен епископом Паисием в сан архимандрита. К тому времени в монастыре имелось до 130 человек монашествующих, не считая бельцов, имелись сады, водяная мельница, пасека. Слава о Черемшане распространилась по всему Поволжью и далеко за его пределы. Никонианские миссионеры даже называли Черемшан и Хвалынск старообрядческими Палестиной и Иеросалимом, куда стекаются бесчисленные паломники, как к святым местам.

Зимой 1897-98 годов у о. Серапиона началась тяжелая болезнь - рожистое воспаление ноги. Лечение не помогло. Незадолго до своего преставления о. Серапион принял схиму, передал управление монастырем и монастырскую казну иноку Феодосию, священноинокам Израилю и Пантелеймону и отцу Александру. 7 января 1898 года в 7 часов 10 минут утра великий подвижник веры предал свой дух Господу, служению которому посвятил всю свою земную жизнь.

11 января 1898 года состоялось погребение о. Серапиона, на которое собрались тысячи людей со всей России. Отпевали его 2 архиерея, в том числе епископ Паисий, 8 священников, 2 диакона. Тело его было положено в склепе за алтарем церкви.

Уже при жизни и сразу же после смерти многие старообрядцы считали о.Серапиона святым угодником Божиим. В начале ХХ века окрестные жители ожидали открытия его святых мощей, о чем свидетельствовал в своей книге о Черемшане светский автор Мизякин . В 1907 году в склепе о. Серапиона был похоронен епископ Саратовский и Астраханский Паисий, а позже - епископ Самарский Порфирий. Оказалось, что тело преподобного Серапиона не истлело. Эта весть, тайно передаваемая из уст в уста, скоро долетела до известного саратовского ученого-историка и руководителя церковного хора  Самсона Ивановича Быстрова, который поспешил на Черемшан вместе с саратовским дьяконом и  старообрядцем И.П.Ковановым. Быстров описал свою поездку к мощам преподобного Серапиона в статье, помещенной в журнале «Церковь» .
Игумен монастыря о.Феодосий, убежденный настойчивыми уговорами Быстрова, тайно проводил его и спутников в склеп, где те воочию убедились в нетленности тела покойного архимандрита: «Мы по очереди, каждый, - пишет Быстров,- осматривали руки почившего. Тело на них совершенно сохранилось. Мы ощупывали их руками. В таком же положении оказались и ноги. Лицо не открывали, а лишь подняли часть покрывала над подбородком.
- Слишком много придется развязывать покрывал, - сказал отец Феодосий. Мы не стали затруднять его. И то, что мы видели, нам ясно показало, что останки приснопамятного о. Серапиона почивают в нетлении, несмотря на сырость склепа. Отец диакон и И.П.Кованов, бывшие со мною, по предложению игумена, ощупали бока и грудь почившего. Все это оказалось в таком же положении, как и руки.

- А вы попробуйте приподнять гроб, - предложил один из иноков, - вы сразу почувствуете тяжесть тела.

Действительно, гроб оказался тяжелым, хотя сделан из очень тонкого леса. Холод и сырость внутри склепа давали себя чувствовать, и мы поспешили выйти оттуда. В продолжение всего дня мы находились под впечатлением виденного. В душе чувствовалось какое-то радостно-благоговейное чувство. Чудо нетления было воочию. Никакого сомнения не оставалось, что тут проявляется сила Божия. Естественные объяснения здесь не имели места…»

После того, как нетление мощей о. Серапиона стало общеизвестным, множество старообрядцев стало посещать склеп и поклоняться им.

В годы советской власти во многих местах проводились кампании по закрытию монастырей и поруганию святых мощей угодников Божиих. Пришла беда и на Черемшан. Монастырь был в 1918 году разогнан, но до 1924 года сохранялась небольшая монашеская община во главе с о. Антонием. Преподобный Серапион явился ему в сонном видении, повелевая перенести мощи в другое место. В один из дней иноки обнаружили склеп открытым; гроб с телом о. Серапиона стоял на ступенях лестницы часовни. Мощи были перенесены в женский Введенский (Фелицатин) монастырь  и помещены в склепе, куда снова стали приходить паломники. Когда угроза нависла и над Введенским монастырём,  в среду Пасхальной седмицы 1924 года (17 апреля) инокини, не желая допустить осквернения святых мощей, перенесли тело о. Серапиона и погребли в лесу за монастырским кладбищем (в конце 1990-х годов это место было показано саратовским старообрядцам пожилой инокиней, приезжавшей специально для этого из г. Ижевска).

В начале 1930-х годов церковь монастыря была официально закрыта и передана под клуб созданному на месте монастыря дому отдыха. Монастырское кладбище было разгромлено. Мраморные надгробия были заложены под фундамент новых корпусов. Монашеские келии переоборудованы под комнаты для отдыхающих.

Однако саратовские старообрядцы помнят и почитают черемшанского подвижника, хранят дома его фотографии рядом с иконами. Прихожане Успенского храма г. Саратова и другие старообрядцы совершают паломничества на Черемшан, к святым местам. Даже никонианские историки пишут о святости этого места и праведности его основателя (4). В Хвалынском краеведческом музее в постоянной экспозиции находится архимандритская шапка (митра) о. Серапиона.

В Старообрядческом церковном календаре за 1997 год была помещена статья «Черемшанский подвижник» (5), в которой сообщалось о предстоящем в ближайшее время общецерковном прославлении о. Серапиона как святого. 15 августа 2007 года на съезде Московской епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви преподобный Серапион был официально признан святым Божиим угодником, местно чтимом в Московской епархии. Съезд благословил призывать в молитвах имя преподобноисповедника Серапиона, архимандрита Черемшанского, чудотворца, писать ему службы, иконы, освящать в его честь молитвенные храмы. О его святости свидетельствуют совершенные им подвиги благочестия, перенесенное за правую веру темничное заключение, его неусыпная молитва, его щедрая милостыня, наконец, прославление от Самого Бога нетлением мощей и народное его почитание, продолжающееся уже более ста лет.

Иерей Вадим Коровин,
г. Саратов




белые горы 280

белые горы 278

белые горы 268

белые горы 276

белые горы 277

белые горы 267

белые горы 265

белые горы 266

белые горы 258

белые горы 259

белые горы 263

белые горы 260

белые горы 264

белые горы 261

белые горы 262

белые горы 257

белые горы 254

Здесь - коснусь темы икон, в подборке представленных.
Материал, в сокращенном виде, взят мною из замечательного сборника, приобретенного в местном книжном магазине, который я вечерами в гостинице изучала...
Сборник этот - Вифлеем - Дом Хлеба, (сборник для христианского чтения), издается Балаковской общиной Русской Православной Старообрядческой Церкви, и представляет собой периодическое издание - очень качественное, увесистое, и содержащее большое количество как современных исследований, так и воспоминаний, к истории староверия отношение имеющих.
Обнаружив его, и ознакомившись, купила я  2 номера - напрямую истории Хвалынска и Черемшан посвященных - и активно полученными знаниями в период пребывания в описанных местах пользовалась.

В №4, за 2012 год, размещена статья директора Хвалынской картинной галереи Валентины Бородиной "Хвалынские иконы" - по материалам, как раз в краеведческом музее представленным.
Если вкратце суть статьи передать - получается вот что...

Иконописание в Саратовской области было во всех городах, в которых жили старообрядцы.
Занимались им - как побочным ремеслом - все, кто мог держать в руках кисточку - и монахи, и крестьяне, и дьячки...
Единого центра, где могло бы совершенствоваться это искусство - не было, но, по всей видимости (точнее сказать нельзя, ибо архивы отсутствуют) существовало много мелких, разрозненных мастерских.

Социальный статус и художественные запросы заказчиков разнились - это были и богатые купцы, и крестьяне,   соответственно - и иконы писались разные - под заказчика.
Богатое купечество австрийского согласия ценила стильное письмо - под старину.
Стили, которые копировались
- новгородский.
- строгановский,
- московский, 17 века.
Иконы не только писались на месте, но и привозились - из той же Москвы, но местные - ценились больше.
Привозные иконы писались на меловом грунте, а местные - несмотря на обилие мела вокруг - на алебастровом.
Последний ценился больше, считалось, что слабые духом на меловом грунте пишут - и несмотря на красоту письма, такие иконы алебастровым по духу уступают...

Все иконы, написанные на месте, можно разделить на 3 группы:
- иконы фольклерного типа (простые, в рисуночной манере, фигуры объединены общим действием, внутреннее состояние персонажа передается не ликом, а позой, сочетание контрастных цветов),
- реалистическое направление (сложность и барочность декораций, применение нюансированных тонов, светотени ликов)
- консервативное направление (строго по древним канонам, строгий рисунок, блеклые и сдержанные цвета - имитация старинной иконы)


К тому моменту, когда я осмотр экспозиции завершила - последовал звонок с приглашением в соседнее здание зайти - нашла Ольга Владимировна заветную тетрадочку...
Оказалось, однако, статья приведена была фрагментами, а полностью - находится в местной газете, которую в уже известном мне читальном зале можно поискать.
Итак - повторно разбудив растрепанную сотрудницу - вернулась я в читальный зал и с полным вариантом статьи, подтверждающей печальное состояние дел в Демкино, ознакомилась. Поскольку позже был мною найден источник, из которого основная информация автором статьи была заимствована - приводить ее отдельно смысла не вижу...


Tags: Демкино, автобиографическое, иконы, история, мои фото, наша семья, православие, путешествие, староверы, этнография
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments