ele_n_a (ele_n_a) wrote,
ele_n_a
ele_n_a

еще раз о дирижаблях.

уже упоминала однажды, что неожиданно для себя некоторое время назад заинтересовалась темой дирижаблей.
я и на самолетах то не летаю, и высоты всю жизнь очень боюсь, а тут вдруг такая любовь проснулась)

здесь решила поделиться небольшой подборкой старинной кинохроники посвященной дирижаблям. потому что она очень хорошо передает как удивительную грацию этих старинных гигантов, так и восторг, который они повсеместно вызывали у современников.

сразу оговорюсь - да, и сегодня дирижабли существуют и активно используются в некоторых отраслях, но это всего лишь мелкие подсобные рабочие, которых сложно сравнивать по значимости, возлагаемым надеждам, величественности  и великолепию с их пращурами.
ну.. как к примеру, птицу киви сравнить с тиранозаврами?
оно вроде бы и прямой потомок, и даже в чем-то совершеннее и на эволюционной лестнице на порядок выше, но... уж очень по всем статьям скромно выглядит.
встреча с тиранозавром в дикой природе не в пример больше эмоций бы вызывала, согласитесь)))



что такое дирижабль?

по сути - это воздушный шар с мотором и рулевым управлением.
но если воздушный шар безвольно летит туда, куда его несут воздушные потоки, направлением движения дирижабля можно управлять.

как устроен дирижабль?

если совсем упрощенно - это оболочка с газом (или воздухом), и гондола.

оболочка.

по форме была вытянутой - в виде эллипса или сигары.

по типу  - мягкая, жесткая или полушесткая.
мягкая - это когда ее просто надували газом.
жесткая - это когда в основе использовался каркас  из дерева или металла, сверху обтянутый тканью.
полужеская - средний вариант.

гондола.

прикрепленная внизу наполненной газом оболочки кабина, в которой располагались экипаж, пассажиры, груз и топливо.

принцип действия.

дирижабль был легче воздуха.

оболочка заполнялась или газом, который был легче воздуха сам по себе (водород, гелий).
или воздухом, который подогревался или охлаждался, соответственно вся конструкция поднималась или опускалась.

дирижабли с газом были более распространенными.

где использовались.

везде.
дирижабли перевозили пассажиров, различные грузы, почту, их активно применяли в армии.

эпоха расцвета дирижаблей.

20 - 30 годы 20 века.


хроника использования дирижаблей в ссср в 30-е годы.
первый советский дирижабль был построен в 1923 году, хотя до революции российская империя уже была одной из немногих стран с мощным флотом из военных дирижаблей. в 1937 году огромный советский дирижабль установил мировой рекорд. он пробыл в воздухе 130 часов 27 минут.




где хранились.

дирижабли хранились в специально построенных грандиозных по размерам ангарах.

размеры.

первая треть 20 века - эпоха огромных дирижаблей.
к примеру, размеры самого большого из них, Гиндербурга, были такими:
длина - 245 метров,
высота - с 13 этажный дом,
грузоподъемность - 90 тонн,
мог пролететь 15 000 км без посадки со скоростью до 150 км. час.

комфортность.

лучшие пассажирские дирижабли нельзя сравнивать с самолетами по этому параметру.
скорее, это были воздушные корабли, или даже летающие дворцы.
на каждого пассажира приходилась отдельная каюта и отдельный душ. предусматривались ресторан с кухней, большая общая гостиная с роялем. вдоль гондолы были устроены места для прогулок с большими окнами, чтобы пассажиры могли любоваться видами земли и неба.
внутреняя отделка была красивой.  ее разрабатывали самые модные и знаменитые дизайнеры того времени. использовались новаторские приемы и материалы.

в ту эпоху дирижабли были не экзотикой, не диковинкой, а обычной деталью жизни и быта.

герои.

строительство и распространение дирижаблей имело своих героев.
и самой яркой личностью был, без сомнения, граф фердинанд фон цеппелин. его имя навсегда связано с историей строительства воздушных кораблей.

он был обычным немецким военным.  в годы гражданской войны в сша командование отправило его в эту страну военным наблюдателем и там, в ходе выполнения своих обязанностей он поднялся в воздух на воздушном шаре. это событие перевернуло всю его жизнь.
граф вдохновился полетами (сам он служил в кавалерии). вернувшись на родину он внедрил использование воздушных шаров в прусской армии - для разведки.
много позже, дослужившись до генерал-лейтенанта, и выйдя в отставку, граф цеппелин сосредоточился на своем увлечении. он не был инженером. но сумел привлечь инженеров для проектирования своих идей. показав себя отличным организатором.
он надоедал всем своими идеями. его критиковали, над ним смеялись, он разорился, строя свои дирижабли... дирижабли ломались, падали, взрывались...однако со временем, графа приняли в ряды союза немецких инженеров, его работы начало финансировать правительство германии, а его дирижабли начала покупать германская армия.

фердинанд фон цеппелин умер в 1917 году.

до самой смерти он занимался дирижаблями. и в последующие 20 лет - эпоху расцвета дирижаблей его имя было известно каждому. именно он создал самый совешенный тип дирижабля, названный в его честь - длинные, огромные корабли с жесткой оболочкой. в период с 1899 по 1938 год было построено 119 цеппелинов.

они начали эпоху дирижаблей, благодаря им она достигла расцвета, и они же послужили причиной ее гибели...


на видео - полет гигантского цеппелина над берлином в 1929 году. очень заразительны ликование людей и их какое-то детское счастье при виде дирижабля. мне кажется, впрочем, я бы такое увидела - точно так же была бы счастлива!)



плюсы и минусы дирижаблей.


сперва о хорошем)

плюсы.

экономичность.
дирижабль висит в воздухе сам по себе. он легче воздуха. и может висеть там на любой высоте как угодно долго.

дирижабль может поднимать огромные грузы, и летать без опускания на землю очень долго. он может вообще не приземляться)))

минусы.

неуклюжесть. маленькая скорость. зависимость от погоды, особенно от грозы и ветра.
дирижабли не могли приземляться без активной помощи с земли.
их было очень сложно и дорого хранить и обслуживать.
оболочка была из ткани. что делало ее уязвимой.
водород, который в основном использовался для закачиванья внутрь газ дешевый, но взрывоопасный.
гелий - наоборот, не взрывается, но встречается редко и стоит дорого.


конец эпохи.


самые трагические кадры. гибель лучшего дирижабля в мире - гинденбурга.



эта немецкая хроника показывает самую большую трагедию в истории дирижаблей, которая знаменовала собой конец их эпохи.




к сожалению, первоначальное видео, которое представляло собой немецких фильм 1937 года было удалено. поэтому я предлагаю его сильно урезанный вариант, который хоть и передает масштаб трагедии, но далеко не так сильно впечатляет эмоционально...


как все немецкие дирижабли, гинденбург был заполнен водородом.
точные причины трагедии до сих пор неизвестны.
это был обычный, плановый полет. далеко не первый. из германии в сша.
путешествие прошло прекрасно. корабль уже начал посадку...
он сгорел полностью за 15 секунд.
на борту было 97 человек. при всех ужасах происшедшего, 61 человек выжил.

наиболее популярной версией причины трагедии была версия о мине с часовым механизмом, которую установил один из членов экипажа. гибель людей, видимо, не планировалась. дирижабль должен был взорваться после приземления. но... из-за плохих погодных условий он сделал над землей лишний круг...

тем не менее, сразу после произошедшего правительство германии - главной строительницы дирижаблей той эпохи, запретило их использование.
все перевозки людей были прекращены. ангары снесены, а дирижабли разобраны.

так закончилась блистательная эпоха летающих дворцов.

позже небольшие дирижабли активно использовались в сша, в том числе во 2 мировой войне. у сша были богатые месторождения гелия, и их дирижабли так не взрывались.

в ссср масштабное строительство дирижаблей было приостановлено в 1940 году после ряда катастроф, самой известной из которых были катастрофа у кандалакши, когда посланный для спасения застрявших на льдине папанинцев лучший советский дирижабль врезался в гору высотой 300 метров и в считанные секунды сгорел дотла. из 36 человек спаслись 6. их потом нашли лыжники.
кроме того, к этому времени уже явственно надвигалась война, и завод, на котором экспериментировали с дирижаблями перепрофилировали на выпуск более надежных военных самолетов. дирижабли строились в рабочем поселке дирижаблестрой, принадлежащем одноименному предприятию. после реформирования системы, поселок получил название долгопрудный.

флагман дирижаблестроения, германия, располагала только водородом. что и определило судьбу ее цеппелинов. они были слишком опасны для пользователей.

собственно - краткий обзор темы на этом закончен)

Tags: видео, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments