ele_n_a (ele_n_a) wrote,
ele_n_a
ele_n_a

обаяние испорченного..



не так давно, посмотрев пару замечательных фильмов, заинтересовалась творчеством яна вермеера.

художника, прожившего скромную, тихую, совершенно непримечательную жизнь в маленьком нидерландском городке, в кругу и тени большой семьи.
он написал очень мало картин.
почти все они о прозе - обычные бытовые сценки, окружающей жизни.
большая часть его картин сразу же покупалась одним человеком - покровителем и почитателем этого никому не известного провинциального художника. они поколениями хранились в его семье - совершенно не известные миру.

но однажды завеса приоткрылась.

сейчас вермеер считается едва ли не лучшим живописцем всех времен. и совершенно точно - лучшим художником 17 века...

биография его окуталась многими мифами, тем более удивительными, что документальных свидетельств о ней практически не осталось.
творчество, в силу малоизвестности, обросло массой подделок.  под видом якобы случайно обнаруженных забытых картин. иногда - подделки были весьма талантливыми. один из фальсификаторов даже стал в наши дни национальным героем голландии...

все это есть в интернете для более детального ознакомления.

я же хочу сказать только об одной картине. на ней чаще всего останавливается  мой взгляд. и, по моему мнению, даже если бы она единственная дошла до нас из всего творчества художника - ее вполне было бы достаточно, чтобы свидетельствовать - автор был  гением.

это портрет молодой девушки, написанный примерно в 1665-67 годах.
кто эта девушка - не известно.
она явно некрасива. слишком широкое лицо, слишком далеко расставленные глаза.
когда я увидела этот портрет впервые, меня почти покоробило, и я подумала  - лицо дегенерата. но потом я обнаружила, что не могу оторвать от него взгляд, и оно нравится мне все больше и больше.

почему?

потому что перед нами нежное,  доверчивое  лицо доброго и беззащитного человека.
светящееся  внутренней чистотой и той наивностью, которая рождается от полного отсутствия дурных мыслей.
взгляд, в котором нет ничего наигранного, ничего нарочитого.
и эта чистота завораживает. заставляя совершенно забыть о неправильности черт.

так бывает при общении с живым человеком, когда красота личности стирает несовершенство физического облика.
но я никогда не встречала подобного эффекта в портрете.  человек просто смотрит на тебя из глубины веков - и этого достаточно...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments