ele_n_a (ele_n_a) wrote,
ele_n_a
ele_n_a

доспехи на портретах 16 - 17 веков.

после детализированных нарядов королевы елизаветы, справедливо обратить внимание и на мужские костюмы той эпохи.
здесь - решила сосредоточиться на портретах с изображением такого вида чисто мужской одежды, который был принят в те времена, и совершенно ныне ушел в прошлое – как доспехи.

в ролике собраны мужские портреты 16 – 17 веков, общего у которых только то, что все изображенные на них лица позировали в одежде из стали.

портреты - это не фотографии, и манера художника накладывает отпечаток на степень детализации, но все-таки доспехи, показанные на этих портретах отличаются, на мой взгляд от тех, которые можно увидеть в музейных залах.
прежде всего – в большинстве своем, это очень дорогие предметы, сделанные на заказ. кроме того – на портретах они новые. и выглядят именно так, как их видели современники.

старинные доспехи в полном виде, даже и самые скромные - сохранились в очень малых количествах и стоят сегодня соразмерно своей редкости.
уже в 19 веке на них был большой спрос среди романтически настроенных толстосумов - и на всех их не хватало. начиная с того периода производятся копии старинных доспехов, часто весьма высокого качества. но... это все не то)

так что на портретах мы имеем удовольствие созерцать совершенно уникальные и уже навсегда утраченные шедевры мастерства  европейских оружейников эпохи возрождения и начала нового времени.

в самих доспехах я совершенно не разбираюсь.

меня привлекают они в данном случае – как последний след рыцарства, который еще можно распознать на картинах 16 – 17 веков. лица изображенных еще мужественны и несмотря на щеголеватость и декоративность продемонстрированных одеяний – вполне с ними гармонируют.
на портретах , к примеру, 18 века, эта гармония утрачена – женообразные, напомаженные, напудренные герои с пухлыми щечками странно смотрятся в железных латах. да и сами латы присутствуют на изображениях уже в урезанном и символическом виде.
здесь же все писалось с натуры, и показывает реальное искусство оружейников той эпохи.

доспехи в рассматриваемый период, как я почерпнула из недр интернета, можно разделить на несколько групп.
- боевые
- турнирные
- парадные

как деталь боевого снаряжения они были востребованы в те времена, когда войны велись с применением холодного оружия. соответственно, как раз примерно с 14 века, по мере распространения оружия огнестрельного – постепенно теряют свою актуальность. к середине 18 века они исчезают из обмундирования европейских армий. (оставшись, как атавизм, лишь в некоторых видах кавалерии - напримар - у французских кирасир).

в 19 веке в боевых условиях их использовали во время гражданской войны в сша.

в годы первой мировой - некоторые подразделения немецкой армии снаряжались нательной броней и усиленными касками. вообще - каски военных в 20 веке - последний привет от  средневековых доспехов.

в стародавние рыцарские времена, в приукрашенном виде боевые доспехи использовались и как турнирные. о парадных тогда никто не слышал)

турнирные доспехи – были особенно популярны в 15 – 16 веках, на закате рыцарства. они были, как понятно из названия, чем то вроде спортивной формы и для боя совершенно непригодными.

внутри они еще более узкоспециализированно делились на доспехи для конных турниров и доспехи для пеших турниров.

парадные доспехи – предназначались для представительских целей. пик их расцвета – 16 век. они были как правило богато украшены и ни на войну ни на турнир одевать их никому в здравом уме и в голову бы не пришло – это была чистая декорация. но стоили они – дороже всех остальных – и вообще были очень дорогими.

(в 19 веке, кстати, они вернулись - в качестве церемониальной одежды.)

как подвид парадного доспеха в 16 веке появляется доспех костюмный – имитирующий одеяния 16 века, или даже античные, что было модно. стоимость здесь была и вовсе фантастической. главная цель такого доспеха – произвести впечатление на окружающих – чтобы глянули – и в обморок попадали от зависти и восторга. если уж денег у владельца было совершенно некуда девать, и находился подходящий мастер, способный на такую работу (что тоже было редкостью) – костюмный доспех мог быть изготовлен так, что обеспечивал реальную защиту на турнире. но позволить себе подобное могли единицы.

и, наконец, существовали так называемые доспешные гарнитуры. это когда один мастер, в одном стиле, для конкретного человека изготавливал доспехи с заменяемыми составными частями, благодаря чему комплект, при некоторых предусмотренных изменениях годился, что называется – и в пир и в мир… тоже – не конвейерной выделки была вещь…

внутри все эти виды делились на множество внутренних стилей и подвидов, но это уже тема не моя.

все представленные в ролике доспехи, по моему скромному разумению, относятся к категории парадных. штучно изготавливавшихся под конкретного заказчика, который, собственно, в них и щеголяет на холсте.
и только оливер кромвель изображен в непритязательном боевом облачении...

в истории моды я не спец - во временной последовательности написания портретов могла промахнуться - но, надеюсь - не на много)

в музыкальном сопровождении использовались произведения стефано ланди - который был известен в основном как оперный композитор и новатор.

музыку выбрала именно эту поскольку она мне понравилась.
на мой взгляд - она неизбито представляет в целом музыку конца 16 - начала 17 века, т.е. она подходит и по времени, кроме того - она лирична. военный марш к доспехам - очень концентрированно. особенно к парадным)



Tags: барокко, видео, возрождение, история, музыка, портреты, рыцари
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments