ele_n_a (ele_n_a) wrote,
ele_n_a
ele_n_a

жертва пролетариата. ул. победы, 98.





с подачи автора журнала http://ne63ru.livejournal.com/ отправилась, взяв, естественно, фотоаппарат, рассматривать дом сталинской застройки по адресу ул. победы, 98.

начну с того, что обнаружить его было непросто.
на картах - не значится.
на фасаде указан адрес калинина 6.
дом, как пояснили мне местные жители, носит двойную нумерацию, часть которой по непонятным причинам всюду опускается, так что по победе, следом за домом 96, идет дом 100... (если верить официальным источникам информации)).

дом, тем не менее, стоит на месте, и хорошо мне известен.

тремя обстоятельствами:
- он имеет запоминающийся фасад с колоннами,
- внутри находится почтовое отделение,
- дом весь в трещинах и на стяжке. это последствие прохождения поблизости ветки метро и сопутствующих вибраций. вдоль ветки метро стоит много домов, но они почему-то под действие вибраций не попадают. этот же дом - оказался менее счастливым.


арки двора.

с двух сторон к дому примыкают арки, пристроенные по окончанию его строительства и образующие единое замкнутое пространство внутреннего двора.
арки соединяют этот дом с соседними и позволят определить приблизительную дату его создания - конец 40-х - начало 50-х годов. (поскольку соседние дома образуют уже описнный мною в ранних постах комплекс зданий так называемого квартала сажерез, и их даты создания известны)








общие виды.

здание построено в классическом стиле.
его фасад выходит не на победу, как можно было бы ожидать, поскольку это центральная улица безымянки, а на калинина, в сторону примыкающего сквера.

дом четырехэтажный, и, как мы уже видели в прошлый раз, окна и потолки на последнем  этаже здесь существенно ниже, чем на первых трех.
странное решение, на мой взгляд. классику можно было копировать внешне, не ущемляя условия жизни населения последних этажей.

первый этаж со стороны победы имел украшение в виде высоких арочных окон. как уже знаем, там находилось и находится помещение почты.




















двор.


как это было принято в те времена, внутренний двор обширен. подсобных помещений, или их следов в нем не обнаружено.
но неподалеку от дома находится неизвестного назначения строение, явно, того же периода постройки, в котором сейчас расположено, по моему разумению что-то вроде трансформаторной будки большого размера.











декор.


здесь - только смотреть.
дом оформлен сдержанно, но достаточно, чтобы воспроизвести впечатление об определенной эпохе.

лепнина в виде растительных гирлянд, выдающиеся вперед подоконники, решетки, к которым мы еще вернемся, ковка балконов, украшенных в общем стиле шишечками, колонны - как ложные, так и натуральные...
все отправляет в начало 19 века...


















































кстати, о колоннах...

они расположены на фасаде несимметрично.
это позволяет сделать предположение, что дом не был задуман как единственный в таком роде. к нему с другой стороны, вдоль калинина, скорее всего должен был примыкать аналогичный дом с зеркальным по оформлению фасадом. но - он так и не был построен...





подвал.

расположен под домом и в настоящее время наглухо заварен.

он имеет несколько ходов  - отдельных для жителей каждого подъезда.
рядом находится сооружение, напоминющее большую вытяжную трубу. его наличие и конфигурация позволяют сделать предположение, что под домом не вполне подвалы для хоз. нужд жителей, но бомбоубежище.
хотя, отсутствие всяких сараев и погребов во дворе не исключает и мелкохозяйственного использовния этих подземелий.

судя по всему сейчас доступа туда нет.
везде, где существовали хоть малейшие лазейки для этого - все наглухо перекрыто.











окна.


как уже отмечалось - разного размера.
во многих квартирах сохранились оригинальные рамы 50-х годов. в частности, обращает на себя внимание такая особенность их конфигурации, как длинная узкая форточка.























балконы.

без сомнения являются существенной частью декора дома.
в настоящее время, к сожалению они полностью обезображены всякими надстройками, сделанными жильцами, и находящимся, в основном, в полуразрушенном и неаккуратном виде.
именно балконы больше всего, благодаря стараниям жителей портят внешний облик этого дома, так же, как изначально, именно они его и украшали.

балконы здесь весьма разнообразны.
они различны по ширине и оформлению, а те, что расположены в нишах с колоннами имеют вид выступающего многогранника.






труба на снимке ниже - довольно загадочна.
было высказано  предположения знатоком сталинской архитектуры, к которому я обратилась за консультацией - что это может быть..
версия 1 - труба котельной, ибо дом изначально не был подключен к центральному отоплению, в связи с его отсутствием в те времена,
версия 2 - т руба, которая обеспечивает доступ воздуха в бомбоубежище.

вторая версия мне не очень нравится, т.к. место расположения трубы как раз в случае начала бомбометания весьма уязвимо... но - я не специалист в таких вопросах.

кстати, раз уж речи зашла о бомбоубежищах и прочей военной подготовке, которая была не пустым звуком в те времена, читала недавно, что сталинские дома как правило умышленно строились не высотками, хотя эти технологии вполне были известны, а растягивались, имея невысокую этажность и многоподъездность.
это делалось именно из соображения уменьшить в случае военных действий потери среди мирных жителей, и сохранить само жилье.
потому как одно дело, если бомба упадет сверху на дом в 20 этажей с одним выходом, и иное - если на дом в 4 этажа с 10 подъездами...
не то, чтоб ожидала подобного падения, но всоминаю это правило, когда смотрю на современные жилые комплексы...






















































решетки.

очень любопытный элемент декора...
сохранилось только 2, и ворота в арке.

можно только предположить, как красиво выглядело здание, украшенное ажурной лепниной сверху, колоннами посередине, и коваными решетками по низу фасада...
то, что осталось - уже просто напоминает, что было утеряно...





























последствия близости метро.

как уже было сказано, здание аварийное.
оно все в трещинах и стяжке.
судя по состоянию, все махнули на него рукой и ждут - то ли само развалится, то ли снесут...

а вот отреставрировать если...

мысль, которая приходит в голову отчего-то очень не многим, и никогда тем, от кого это напрямую зависит...











Tags: самара, творческие люди
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 48 comments