ele_n_a (ele_n_a) wrote,
ele_n_a
ele_n_a

3. сарматизм... официальная идеология шляхты Речи Посполитой.

Jan-III-Sobieski

мужественный красавец, король Речи Посполитой, Ян 3 Собеский. не в тему поста, но биографию нужно почитать здесь (хоть вкратце...)) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%BD_III_%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 вообще, немало было среди польских королей замечательных красавцев. хоть и не по этому признаку их выбирали а, однако же, факт внимание на себя приятно обращает...)


шляхта имела свои твердые идеалы. замечательны они в частности тем, что нашли прямое отражение в художественном творчестве Речи Посполитой той эпохи - а именно - в так называемом сарматском портрете, образцы которого представлены в этом посте.

портретов этих осталось великое множество, ибо сословие, как помним, было по численности не малым, но, при подготовке материала столкнулась с любопытным фактом - крупного разрешения почти только те картины, которые постоянно копируются в русскоязычном интернете при освещении темы. в польском интернете масса иных, свежих для нашего читателя лиц, но все они выходят мелкими, и к размещению в очерке не пригодны...

сарматский портрет - это парадный вид шляхетского портрета эпохи Речи Посполитой. на нем мы видим суровых воинов, иногда со специально несколько искаженными чертами  - ибо смазливость лица не есть главное достоинство мужчины.


героический магнат Дмитрий Иванович Вишневецкий. Байда - любимый вождь запорожских казаков. гроза турок и татар. успел послужить и Ивану Грозному. о жизни и гибели читать здесь: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D1%88%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

портреты эти были введены в оборот при короле Стефане Батории, в 1576 году. они свидетельствовали прежде всего о благородстве изображенного.
в те времена, фамильные портреты были почти как документы, обязательны к предъявлению для подтверждения качественности происхождения человека. во дворцах знати под портретные галереи отводились специальные залы. нельзя сказать, что польская аристократия пренебрегала современной ей гламурного вида европейской портретной живописью - с розовыми щечками, цветочками и кудряшками. но именно сарматский портрет выступал как главный и официальный вид изображения человека. это было как фото в паспорт. строго, по делу, и без излишеств)

Ян Казимир, милостью Божьей король польский, великий князь литовский, русский, прусский, мазовецкий, жемайтский, ливонский, смоленский, северский, черниговский, а также наследный король шведов, готов, вендов. Король Речи Посполитой Ян 2 Казимир Ваза. Правил в 1648  - 68 гг. после чего отрекся от престола. время ему досталось очень тяжелое...

существовали четкие правила изображения на портрете сарматского типа:
- на изображаемом всегда национальная одежда типа кафтана (кунтуш или жупан),
- чаще всего эта одежда или ее элементы красного цвета,
- на голове волосы острижены максимально коротко.
- на лице обязательны длинные усы,
- широкий кушак,
- на поясе обязательна сабля.
остальные детали могли меняться в зависимости от времени и места написания портрета


обычный магнат Александр Ян Яблоновский. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%AF%D0%BD

и здесь мы подходим к самому главному - идеологии шляхты, которая нашла, как мы уже видили, отражение, и во внутреннем устройстве польского государства, и даже в искусстве польских художников 16-18 веков...
идеология эта носит название сарматизм.

свои исключительные права и свободы польская шляхта обосновывала иным происхождением, чем окружающие славянские народы.
она возводила себя напрямую к древним кочевникам - сарматам, когда-то завоевавшим местные территории.
считая, что от них унаследовала врожденные качества, ставящие ее выше всех остальных - любовь к свободе, гостеприимство, веселый нрав, храбрость и мужество.

толчок идеологии сарматизма дал видный польский историк Ян Длугош (1415— 1480), автор Истории Польши в 12 томах. поляки у Длугоша – нация сплошных героев, а вся история Польши – беспрерывный акт героизма.

мысль понравилась и была закреплена  астрологом Мацеем (Матвеем) Карпигой из Мехова (1457—1523). широкую известность получил его трактат О двух Сарматиях (1517), который выдержал 14 изданий в Польше в 16 веке. в этом эпическом труде в частности обозначалось и обосновывалось глобальное отличие потомков доблестных благородных сарматов - поляков, от потомков позора древнего мира, варваров скифов - московитов.

окончательно сарматизм оформился в произведениях Михаила Бельского Хроника всего мира (1551), и  Об происхождении и истории поляков М. Кромера.

т.е. к середине 16 века под идею была подведена прочная  историческая основа. это вам наука, а не фантазии какие-нибудь))!

деятельный магнат Януш Радзивилл https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D0%B7%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%BB,_%D0%AF%D0%BD%D1%83%D1%88_(%D0%B3%D0%B5%D1%82%D0%BC%D0%B0%D0%BD) может я что-то напутала, может источники, а может и художник))) но только лицом магнат - один в один король Ян 2 Казимир, что представлен несколько выше...)))

шляхтичи были убеждены, что создали самое лучшее в мире политическое устройство, сочетающее в себе все плюсы как монархии, так и республики.
они считали, что живут в самой богатой в мире стране, ибо и действительно, в тот период ресурсы зерна, скота и древесины в Польше были огромны.
она кормила хлебом и мясом всю тогдашнюю Западную Европу.
а разве мог Бог наградить лучшими землями, большой ответственностью и лучшим государственным устройством не самых лучших своих сыновей???
правильно - отсюда делался логичный вывод, что именно польская шляхта  - это самые лучшие, сильные и умные в мире люди.

отсюда  - естественно - сопротивление любым реформам (зачем менять уже данные Богом совершенные порядки?), отсюда же и вошедшее в пословицы многих окрестных народов характерное высокомерное отношение ко всем, кто к шляхте не относился...

к примеру, в 17 веке, в эпоху Смутного времени, шляха сравнивала себя с доблестными конкистодорами, а московитов - с краснокожими, чье численное превосходство не может быть помехой их покорению...

здесь надо еще раз акцентировать, что и польский крестьянин ( а не только литовский или украинский) был для польского шляхтича быдлом. потому как шляхтич - сармат, а крестьянин - славянин, который позволил себя завоевать... и пропасть была между ними. (здесь имело место явление, позже обозначенное историками как сословный расизм). поэтому далее, если я говорю слово поляки - крестьяне не имеются ввиду - но только шляхта.

еще один портрет Яна 3 Собеского.

такое самовлюбленное состояние шляхтичей совершенно естественно вылилось в подозрение, что поляки, раз так у них все хорошо, и сами они так невыразимо прекрасны, имеют особую миссию в этом мире. Им явно покровительствует Бог, и явно делает это не просто так.

Польша теперь воспринималась как кормилица и защитница всей Европы, как главный оплот христианства - кто не католик - тот не поляк - и его главная защитница от многочисленных врагов. а врагами были: язычники - турки и татары, схизматики - православные - москали и украинские казаки, протестанты - шведы и немцы... (соседи все как один - не удались). .
Это мнение выросло в абсолютное убеждение после того, как во второй половине 17 века красавец Ян 3 Собеский дал ряд блистательных сражений туркам, остановив уже под Веной их продвижение вглубь Европы,продолжавшееся несколько столетий и сокрушившее Византию, Венгрию, Болгарию и Сербию...

так на свет появилась идея польского мессионизма, особенно ярко представленная уже много позже, и несколько в ином ракурсе  - распятого польского Христа (в знак жертвы, которая была пренесена Польшей, чтобы остановить уже иного, российского монстра), в творчестве нациоального поэта Адама Мицкевича.

ну то есть именно польская шляхта была призвана вывести все человечество к счастию, поскольку являлась его лучшей частью. это если самую суть мессианской идеи двумя словами передать...

Портрет Яна Стоковского (1741-?) в мундире ордена Св. Станислава, 1787.

соседи имели некоторый скепсис относительно подобного впечатления шляхтичей о самих себе:

...Если кто-нибудь обошел кругом весь свет, чтобы отыскать наихудшее правление, [или] если бы кто-нибудь нарочно захотел выдумать наихудший способ правления, он не смог бы найти иного, более подходящего способа, нежели тот, коим ныне правят в Польской земле. А главные причины этого - своевольство, чужебесие и чужевладство... (Из трактата  Ю. Крижанича Политика).

...И все европейцы считают их глупыми, и все народы высмеивают их в притчах. Ибо свое добро они понапрасну расточают в чужих странах, откуда не привозят домой ничего иного, кроме нищеты, обид, насмешек, чужеземных пороков и позорных болезней. А пока они так скитаются дома отдают бедных крестьян-христиан на откуп [и] под власть евреям, кои мучают их, как бесы [мучают] души…( там же). об авторе: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B8%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%87,_%D0%AE%D1%80%D0%B8%D0%B9

впрочем, писано было в застенках у русского царя, а едва получив свободу именно к полякам автор и подался... и погиб героически в битве с турками под руководством Яна Собеского...


Винцент Александр Корвин Гонсевский, польный гетман Литовский. Середина XVII в.

в этом месте несколько отвлекусь от столбовой дороги основной темы, и добавлю, что другие народы воспринимали поляков не вполне однозначно и с точки зрения их общекультурной принадлежности. так, если для московии они были оплотом проклятого латинского запада, то на самом западе польшу воспринимали как страну экзотическую и восточную, несмотря на католицизм и обилие иезуитов.

сами же поляки, тесно общаясь в многочисленных войнах с турками и татарами, вовсе не стеснялись на них походить, что, собственно, хорошо бросается в глаза уже и на представленных портретах))
стиль одежды, роскошь, вооружение, даже тактика боя активно заимствовались с востока. шляхте периода Речи Посполитой был свойственен явный ориентализм.  разве не были сарматы восточным народом?

сходство было настолько полным, что в решающем сражении с турками под Веной в 1683 году, король Ян Собеский приказал шляхтичам обвязать себя соломенными жгутами, чтоб в бою можно было отсортировать их от турок...ибо иных отличий не наблюдалось)


портрет неизвестного шляхтича, написанный неизвестным художником. лицо изображенного обезображено, по всей видимости, сабельным ударом. отсутствует ухо. еще одно напоминание, что настоящий шляхтич проводил жизнь полную реальных опасностей.


есть еще один тонкий вопрос.
дело в том, что шляхта в Речи Посполитой, как уже было указано, состояла не только из поляков. шляхтичами были представители знати и украинцев и литовцев и русских.

литовская шляхта, к примеру, свое благородное происхождение вела от римлян, которые в древности каким-то образом до литовских земель доплыли...однако особенность сарматской теории в том, что она как бы имела несколько слоев, которые применялись очень удачно по необходимости.

так, сперва, к потомкам сармат относили все славянские народы. русские, литва, и польские крестьяне в этот вариант попадали.
потом появилась версия, что потомки сармат, как мы уже знаем  - это только шляхта.
литовские римляне же когда-то с древними сарматами успели породниться, и как бы тоже польским шляхтичам не чужие. а вот московитов, как мы уже читали,  позже отнесли к потомкам скифов - пьяниц, или сарматским пасынкам - так что как более благородные и законные родственники шляхтичи, и на земли московии претендовали  - вполне, с их точки зрения, исторически обоснованно.
на украине упирали на то, что и шляхта и казаки имеют общие сарматские корни, при этом вопрос сословности мягко отодвигался на второй план...

опять-таки, не вся многонациональная шляхта себя к католикам относила. и здесь многообразие присутствовало. но общего чувства шляхетского единства различие конфессий не разрушало, и как-то благородное сословие  Речи Посполитой исхитрялась  четко себя от всего остального мира отделять. одновременно считая себя  последним оплотом истинного христианства в его католической версии.

как это удавалось - осталось для меня некоторой загадкой.
разгадка, впрочем, может таиться в общих поведенческих установках, однозначно отделяющих людей высокого полета от быдла.

Портрет Борейки, каштеляна Завихойского, около 1735 г.

и здесь мы переходим к образу идеального шляхтича.
именно этому образу старалось соответствовать все благородное население Речи Посполитой, независимо от национальности и вероисповедания.

итак.
идеальный шляхтич - это человек твердых моральных принципов.
и это - главное.
это с одной стороны - безупречный рыцарь, лишенный замысловатой утонченности, но гостеприимный, простой, открытый, щедрый, прямой и правдолюбивый.
а с другой - одновременно - замечательный умный и рачительный хозяин.

не сильна я в польском, даже и с переводчиками. привожу название, как его нашла. по-моему, это некий казначей... Portret Weglinskiego, podskarbiego chelmskiego " ok. 1750, olej na poltnie, Muzeum Okregowe, Tarnow.

шляхтич непременно обладал спесью и гонором. т.е. честью и чувством собственного достоинства.
он отличался от простого смертного нечеловеческой храбростью.
кроме того, он должен был быть хорошо образованным, с широким интересом к миру.
он должен был уметь защищать веру, традиции и ценности шляхетства как на сеймах (владея необходимыми знаниями и ораторским мастерством), так и на поле боя.

прилежный труд и терпение к числу шляхетских достоинств не относились -  не барское дело трудиться и терпеть.
если шляхтич не был занят основным и главным делом - войной - он находился на охоте.
если он не находился на охоте - он был на балу. ибо представительским мероприятиям придавалось большое значение и денег на них не жалели, благо у большинства шляхтичей их было достаточно...

здесь, для некоторой иллюстрации, размещаю рассказ из Очерков и Рассказов о старинном быте Польши, о том, как развлекался сильно скучающий магнат Иероним Радзивилл в 18 веке...

...Иногда занятия князя Иеронима принимали шуточный вид. Верстах в двух от Бялы, главного его местопребывания, находилась деревня Словатинск. Князь устроил здесь замок и назвал его столицею короля словатинского, определил границы нового государства и поставил туда королём одного из своих чиншовых шляхтичей. Потом князь стал нарочно придираться к новому государю, которому он предоставил сам же неограниченную власть, стал вести с ним дипломатическую переписку и повёл её так вежливо и умеренно, что дело кончилось разрывом между королём и основателем государства. Началась война не на шутку; князь стал собирать войско, вооружать и обучать его, готовить артиллерию и потом, приняв главное начальство, двинулся, на Словатинск. Конечно, перевес был на стороне князя, хотя правду сказать, и с той, и с другой стороны было довольно поломано рук и ног, и разбито голов. Войска княжеские всё сильнее и сильнее стесняли войска королевские, и наконец король принуждён был укрыться в замке. Князь осадил его и приступом взял укрепления; король сделался пленником и назначен служить украшением княжеского триумфа, а королевство Словатинское присоединено к владениям Радзивилла. С торжеством возвратился князь в свой замок, пушки гремели в честь его победы, и льстецы велеречиво поздравляли его с нею. Но дело этим не кончилось: над пленным королём назначен суд, и он, как оскорбитель княжеской чести, приговорён к смерти; но князь однако смягчил приговор суда и впоследствии возвратил шляхтичу и сан, и владения, но для того только чтобы повторить прежнюю комедию, которая вероятно, если бы продлилась жизнь князя Иеронима, кончилась бы тем, что король словатинский, подобно многим, имевшим дело с Радзивиллом, очутился бы на виселице...


Портрет Адама Сариуша Стоковского. Худ. Якуб Усажевский. Около 1783 г.


разгульное пьянство считалось удалью и не осуждалось, но как бы входило в перечень составляющих элементов шляхетской культуры.
поощрялась бесшабашность, что на охоте, что на войне, что тоже роднило шляхту с азиатскими воинами...

а вот труд считался позором. особенно физический. в стесненных обстоятельствах шляхтич предпочел бы голодную смерть физической работе или мелкой торговле.
это имело обоснование в том убеждении, что по чести правде и вере ни купец ни крестьянин ни ремесленник жить не могут. это дано только шляхте. соответственно, все прочие сословия - слуги государства. а шляхтичи - его дети. и не пристало им себя недостойными делами пятнать. впрочем, имеющему при себе саблю попадать в беспомощное положение приходилось редко.

мещанин с его узким тесным жадным мирком был как бы идеологическим антиподом шляхетского рыцарства и объектом его ненависти и презрения.


так современно выглядел принц Владислав - тот самый, который в Смутное время претендовал на русский престол. потом стал королем Речи Посполитой. однако и в гробу лежал в русском царском венце, хотя коронован на московский престол никогда не был... https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2_IV


однако же, не впадая в мещанство,  правильный шляхтич непременно был хорошим помещиком. это значит, что кроме балов, охоты и пьянства, в мирное время он занимался сельским хозяйством. был близок к крестьянам, к природе, к земле.
и как то это все сочеталось...)

не могу не привести несколько отрывков из книги Карнович Е. П. Очерки и рассказы из старинного быта Польши. — СПб.: Типография Ф. С. Сущинского, 1873.

...Радзивилл не прочь был от пышности, но надобно прибавить, что он был далёк от той тщеславной выставки своих богатств, которая доставляет удовольствие только тем, кто имеет возможность пользоваться ими, и которая в то же время как бы оскорбляет других. Напротив, Карл Радзивилл обнаруживал пышность и выставлял свои богатства там, где то и другое, по понятиям того времени, могло доставлять общее удовольствие: там, где богатство одного человека делалось предметом зрелища, любопытного для всех, и как бы забавляло целую толпу, не давая ей чувствовать преобладание пышного магната. Все очень хорошо знали, что Карл Радзивилл, изумлявший всех своею пышностью в известных, только весьма немногих, случаях, в обыкновенной своей жизни, несмотря на несметные богатства, хотел жить и жил так, как жил в его время простой, небогатый шляхтич.

Чтобы убедиться в этом, нужно было заглянуть в Несвиж, любимое и обыкновенное местопребывание князя. Побывавшие в Несвиже могли видеть, что Карл Радзивилл, если ему не было надобности изменять образа жизни, строго держался, по обычаю предков, и старинной простоты и строгой умеренности там, где соблюдение той и другой повелось исстари.

Действительно, в то время, когда польские магнаты, побывавши за границею и присмотревшись к тамошнему быту дворянства, строили в своих поместьях и огромные замки, и великолепные дворцы, — первый богач Литвы и Польши жил под простою дедовскою кровлей.

У Радзивилла, в его несвижском доме, в подвалах которого хранились несметные сокровища, не было ни пышной мебели, ни зеркал, ни бронзы; были только драгоценные ковры, и то развешанные по стенам, тогда как гладкий дубовый пол был, как это велось у его отца и дедов, старательно натёрт воском....


...Но ограничивая пышность в своём доме, князь Карл выказывал её там, где она могла делаться как бы общею для всех: так гостям его, всем без различия, подавали обедать и ужинать на серебре и на фарфоре, что, надобно заметить, не очень водилось у других магнатов, на обеды которых являлись шляхтичи, неся за пазухой собственные свои ножи, вилки и ложки. Кормил своих гостей радушный хозяин опять всех без различия, не одними простыми кушаньями — крупником и рубцами, но кроме этих, самых обыкновенных польских блюд, у него на столе являлись медвежьи лапы под вишнёвым соусом, бобровые хвосты с икрой, лосиные ноздри с миндалём, жареные ежи и кабаньи головы. Само собою разумеется, что об изобилии водки, пива, мёда и венгерского говорить нечего.

При приезде каждого гостя, трубач трубил; и Радзивилл по этому знаку выходил в сени, для встречи приезжего гостя. Обыкновенно у него набиралось столько гостей, что, несмотря на огромность княжеских палат, в них не могли все гости обедать разом, и потому обедали по очереди, так что иногда накрывали стол раза по четыре.

Обходясь, как замечено, со всею шляхтою запанибрата, «Panie Kochanku» не требовал от неё для себя особого почёта; но сами гости, любя и уважая своего хозяина, вставали со своих мест и низко кланялись князю, при каждом его выходе в залу, хотя бы это случилось сряду двадцать раз. На эту вежливость гостей хозяин отвечал тою же самою вежливостью...


...Желая как можно более расположить к себе шляхту, бывшую на сеймиках, «Panie Kochanku», окружённый толпою шляхтичей, нередко начинал с того, что снимал с себя шапку и дарил её одному из близ стоявших около него сограждан, потом снимал дорогой пояс и с ним делал то же; далее доходила очередь до бриллиантов булавки, до кунтуша; и таким образом подобная раздача оканчивалась обыкновенно тем, что Радзивилл, раздевшись почти донага, садился в простую телегу, на которой стояла огромная бочка вина, и шляхта, приведённая в восторг любезностью и щедростью магната, впрягшись в телегу, тащила её на себе по улицам Новогрудка. Поезд останавливался время от времени, и каждый шляхтич, который только хотел, мог получить или кубок, или целый гарнец вина из бочки, находившейся на телеге; причём сам князь вытаскивал из бочки затычку и уговаривал шляхтичей избрать тех, кому он покровительствовал...

http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%9E%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B8_%D0%B8_%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%8B_%D0%B8%D0%B7_%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B1%D1%8B%D1%82%D0%B0_%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%B8_(%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87)/Panie_Kochanku


типичный шляхтич, Станислав Щука. этот портрет приводится как образец буквально везде, где хоть словом упомянуты сарматские портреты. шляхтич типичный и портрет типичный... https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A9%D1%83%D0%BA%D0%B0,_%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2_%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B9


особо надо отметить неожиданную куртуазность, характерную для культуры этих суровых воинов. отношение к женщине было чрезвычайно уважительным.
обычай целовать дамам ручки берет начало именно в Речи Посполитой.
в чем еще выражалось уважение, кроме этого галантного обычая, я раскопать так и не смогла - все авторы единодушно указывают на него - и трепетно замолкают...
нет, ну сравнительно с обычаями московитов того же периода - конечно - прорыв. но как-то думается, что-то еще должно было быть...

тем не менее, и здесь равнялись на исторических сарматов, которые, по свидетельству Геродота сами по себе были потомками скифов и амазонок.
соразмерно - сарматские женщины в обществе играли доминирующую роль (там царил матриархат), и в том числе, полное равенство наблюдалось в военном деле, о чем свидетельствуют, к примеру, специфические женские сарматские доспехи, которые любой желающий может и сегодня рассмотреть в витринах выставки Исторического музея в Москве...

нет-нет... поляки так далеко не пошли...))

очень крупный магнат, Станислав Ираклий Любомирский. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%8E%D0%B1%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2_%D0%98%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D0%B9

возвращаясь к сарматскому портрету и сарматскому типу одежды, которую имела право в Польше носить только шляхта, можно сказать, что после раздела Речи Посполитой и пары шляхетских восстаний, в той части Польши, которая отошла к Российской империи, этот костюм, если я верно поняла мысль из статьи в польском интернете, был запрещен.
соразмерно, после запрета он стал свидетельством патриотизма, политическим символом, и польская знать, одевая его, уже выражала протест властям.

в остальных частях разделенной Речи Посполитой, вплоть до начала Второй мировой войны, польская аристократия мирно носила сарматские костюмы, главным образом, на семейных торжествах. Особенно популярны они были на аристократических свадьбах.

на редкость живуч этот обычай оказался в Кракове, что вовсе не удивительно.
фото ниже показывают натуральную польскую шляхту, которая делала сарматские портреты уже в эпоху фотографии.

стоит ли упоминать, что и сегодня этот обычай стремится к возрождению...

Брак князя Адама Михала Юзефа Чарторыйского с графиней Ядвигой Стаднической. Молодая пара во время венчания. Навойова Новосондецкого уезда, 24 июня 1937 г.

кроме официального сарматского портрета, был в период существования Речи Посполитой еще один, широко распространенный вид портрета, писавшийся в уже нам известном стиле.
но назначение его было иное. речь идет о так называмых погребальных, или труменных портретах шляхты.

в интернете  образцов очень много. но не смогла я их в свой блог вставить. вот - не могу, и все тут!

писались они как правило с мертвого уже человека, кроме тех редких случаев, когда смерть ожидалась в следствие старости или болезни.

портреты эти везде фигурируют как часть культуры сарматизма - из песни слов не выкинешь - и не упомянуть их совсем я не могу, раз уж за тему взялась. но и видеть мертвые лица в своем блоге мне неприятно.

погребальные портреты изображают человека погрудно. они имеют странную многоугольную форму, которая объясняется просто - эти портреты вставлялись в стенку гроба, со стороны головы (естественно, изображением вовне).
обычно они изображают добропорядочного гражданина. но встречался мне вариант горящей в адском пламени растрепанной дамы с выражением глубокого раскаяния на лице -  и вот подумалось- это как же надо было родных и близких достать, чтоб они с таким образом в вечность отправили...

кроме портрета, гроб шляхтича по бокам украшали гербами, а со стороны ног - делалась металлическая вставка с молитвой.

пару слов, раз уж зашла речь о теме, скажу о самом погребальном обряде.
похороны шляхтича были целым спектаклем, который длился несколько дней.

гроб с  портретом покойного стоял на специально украшенном месте и усопший с портрета наблюдал за происходящим действом.
а в действе участвовали сотни скорбящих - священников, родственников и гостей.
были пышные речи, проповеди, роскошные пиры.
руководили всем организационно специально нанимаемые профессионалы. в команду входили не только так сказать ведущий похорон, но и конструктор, художник, дизайнер и даже архитектор. (иногда, впрочем, в одном лице).
строились специальные арки, разрабатывалось специальное освещение, костюмы, даже украшение улиц.
иногда  актер в одеждах умершего играл роль его самого. в частности, показывалось минипредставление со сценой смерти покойного (особенно, если он погиб).
если усопший был последним представителем рода   - на похоронах ломали его копья, печати и щиты с гербами.
есть в этом справедливость - вещи не должны переживать людей...

...Был впрочем ещё и третий случай, выказавший богатство князей Радзивиллов — это похороны отца князя Карла, великого гетмана литовского. «Panie Kochanku» к похоронам отца готовился несколько лет: многие украшения костёла, — куда был внесён стоявший до того времени в склепе гроб гетмана, — были выписаны из Парижа. К похоронам гетмана съехалась в Несвиж почти вся литовская шляхта; сто экипажей, каждый запряжённый четырьмя конями, были готовы во всякое время к услугам гостей. Похороны гетмана стоили более 1.000.000 польских злотых, не считая огромных издержек на вина....( Карнович Е. П. Очерки и рассказы из старинного быта Польши. — СПб.: Типография Ф. С. Сущинского, 1873.)

 как понимаю из отрывка,похороны могли были сделаны и через несколько лет после смерти человека, пока потомок и наследник не подготовил их самым достойным образом..

эпоха сарматизма была многократно воспета польскими деятелями искусства, но, пожалуй, самый замечательный образец ее представления мы имеем в романе Г. Сенкевича Огнем и Мечом. по роману не так давно был снят один из самых затратных в истории польского кинематографа фильмов, но он все ж таки проигрывает оригинальному произведению. опереточно и лица не те...

книгу не цитирую осознанно, хоть она того стоит. потому как произведение художественного характера. Очерки польской старины  - это все-таки прямой пересказ преданий, хоть и не так красочно написанный...





начало:

Tags: история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments